Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

пʼятницю, 8 грудня 2017 р.

Фенин А.И. Воспоминания инженера (1883-1906 г.г.). К истории общественного и хозяйственного развития России (1938)


Фенин, Александр Иванович (1865-1944). Воспоминания инженера: К истории обществ. и хоз. развития России (1883-1906 г.г.) / А.И. Фенин; Рус. ин-т в Праге. — Прага, 1938. - 176 с.

«В кратком вступлении я позволю себе сказать несколько слово о содержании и характере предлагаемых мною воспоминаний. Моя тема — промышленно-хозяйственное строительство России в области тяжелой индустрии, воспоминания о творцах и участниках этого строительства, характеристика обстановки, создавшей этих промышленных деятелей, и условий, в которых совершалось само строительство. Место действия — юг России, так называемый Донецкий Бассейн. Я сам не только свидетель, но и участник этого строительства, проработавший в Бассейне в течении длинного тридцатилетнего периода.

Донецкий Бассейн, как известно, занимает огромную территорию каменноугольных отложении, включающую части Харьковской и Екатеринославской губ. и часть Области Войска Донского. В Донецком Бассейне была сосредоточена самая большая в России добыча каменного угля и выплавка чугуна. Бассейн тяготел к Харькову, как к месту средоточия общественно-промышленных и большинства частных и казённых распорядительных органов, обслуживающих всю южную тяжелую промышленность.

Содержанием моего повествования являются не только личные воспоминания о жизни людей, работавших вместе со мною, инженеров-строителей и руководителей предприятий и о жизни рабочих«шахтеров», но и воспоминания о тех характерных чертах и тех особенностях, которые представляла общественная и промышленная жизнь этого богатейшего края России на протяжении от 1890 до 1914 г.г. Это было время исключительных по государственному значению событий как в хозяйственной, так и в политической жизни России. Оно включает большое промышленное строительство, осуществленное в Донецком Бассейне при Витте в период 1895-1900 годов, русскую революцию 1905-6 г.г. с последовавшими за ней политическими и хозяйственными реформами. В нее входит и замечательный период нашей истории времени от 1908 до 1914 г.г., так называемый «предвоенный период», когда следствием предыдущих важнейших в жизни народа событий, русское народное хозяйство дало небывалый подъем, подлинный, никогда не наблюдаемый ранее расцвет хозяйства во всех его областях.

Так как моя промышленная и промышленно-общественная деятельность является как-бы историческим источником воспоминаний, то я считаю себя вынужденным познакомить читателя с главными этапами моей жизни и деятельности, сделав это в самых кратких и общих чертах. Сын помещика Екатеринославской губ., Бахмутского у., т.е, уроженец того же Донецкого Бассейна, я окончил Харьковское реальное училище в 1883 г. и Петербургский Горный Институт в 1889 г. — В 1890 г. поступил помощником инженера Э.А. Штединга на шахту № 19 «Французской Угольной Компании» около Юзовки. — Затем до 1895 г. был последовательно управляющим «Вознесенским рудником П.А. Карпова» и около 3-х лет заведующим шахтой «Сергей» Макеевского рудника бр. Иловайский. С 1895 г. по 1899 г. заведовал сначала разведками, затем постройкой и эксплуатацией «Веровского» рудника Русско-Бельгийского Общества. С 1899 г. по 1911 г. состоял директором-распорядителем («ответственным агентом») бывш. «Максимовского» рудника, приобретенного английской компанией, «Обществом Русских Каменноугольных Копей». С 1907 г. началась моя общественно-промышленная деятельность при «Съезде Горнопромышленников Юга России», организации, объединившей все виды горной промышленности Юга России, включая и металлургию. В этом году я был избран заместителем председателя «Совета Съезда», исполнительного органа «Съезда Горнопромышленников Юга России». Председателем Совета был тогда же избран мой товарищ по выпуску, горн. инж. Николай Федорович фон-Дитмар. — В этих должностях мы пробыли при ежегодном переизбрании до 1919 г. — года смерти Н. Ф. фон-Дитмара и моей эвакуации из России (Январь 1920 г.). — Около 1907 или 1908 г. Николай Федорович был избран членом Государственного Совета от промышленности, коим и состоял до конца жизни. С 1907 г. я переехал из Донецкого Бассейна в Харьков, где и жил все время, наезжая временами на рудник; мне пришлось подолгу заменять Н.Ф. Дитмара, жившего некоторые годы в Петербурге и вынужденного вообще часто и надолго отлучаться из Харькова. Моя чисто промышленная деятельность после 1907 г. расширилась — кроме непосредственного управления рудником «Общ. Русских Копей», я состоял членом Правления некоторых каменноугольных акционерных Обществ.

Я позволил себе привести этот автобиографический материал для того, чтобы показать, что область, о которой я буду говорить, мни хорошо знакома — вся моя служебная деятельность прошла в работе над промышленностью Дон. Бас.

Мой труд включает и сведения о личной жизни многих деятелей Дон. Бас., часто моих близких соратников и друзей. Я вынужден изложение этих иногда интимных воспоминаний отложить на конец моего повествования. Делаю это для того, чтобы дать возможность читателю, незнакомому с самим предметом моего изложения, предварительно с ним ознакомиться, узнать характер промышленной деятельности в области горного дела, а равно и ту общую подготовку к этой деятельности, которую могли получить поминаемые деятели в тогдашних условиях русской жизни.

В числе умерших я поминаю и жертв большевицкого террора. Общеизвестно, что нелепости «социалистического» строительства в связи с нечеловеческой жестокостью советской власти обратили в ее кровавые жертвы в первую очередь инженеров, деятелей старого режима. Касаясь характера воспоминаний о близких мне людях, я не хотел бы, чтобы они были восприняты, как дифирамб. Не надо забывать, что я говорю почти лишь об одной стороне жизни этих людей — главным образом, об их промышленной деятельности, что естественно сужает круг моих воспоминаний.»