Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понеділок, 15 травня 2017 р.

Македонский П. Донецкий рудно-угольный кряж и необходимость общего развития частной горной промышленности на юге России (1869)


Македонский П. Донецкий рудно-угольный кряж и необходимость общего развития частной горной промышленности на юге России — Москва: тип. А.И. Мамонтова и К°, 1869. – 26 с.

Малоизвестная статья отставного полковника Петра Михайловича Македонского, о возможностях промышленного освоения Донецкого каменноугольного бассейна. С развитием частной горной промышленности в Донецком кряже, возник ряд новых проектов строительства железных дорог.

«Державною рукою все в отечестве нашем получает благодетельное направление; великие преобразования, благотворные изменения следуют одни за другими; наконец сеть железных дорог, расстилаясь во все стороны, доходит и до Азовского моря.

Рельсовый путь — двигатель торговли и промышленностей; средство благоденствия частных лиц, а следовательно и государства; но питание локомотивов дровами истребляет леса. Ныне Харьковско-Азовская дорога на Таганрог проходит чрез левую, а Воронежско-Аксайская пройдет чрез правую сторону Донецкого каменно-угольного кряжа, откуда минеральное топливо будет отправляться на железные дороги Запада и Севера.

Донецкий кряж кроме углей заключает в недрах своих железные и другие руды, так что он по справедливости должен называться Донецким рудно-угольным кряжем, и на юге России может развиться, для благоденствия народа и потребности общегосударственной, кроме угольной промышленности, и производство железа, меди и других металлов.»

Петр Михайлович Македонский (бывший Военный инженер) произведя осмотр местностей, подал прошение по установленной инстанции, о даровании ему и компании, концессии на образование Общества для устройства железной дороги от Харьковской линии до Луганского завода, а потом продолжения ее до Воронежско-Аксайской, когда направление последней получит утверждение. Вслед за постройкой дороги, и независимо от капиталов для этого потребных, Македонский был намерен устроить доменную печь на выплавку 50,000 пудов чугуна в год, угольную копь, а вместе с тем и горноремесленную школу.

Проект создания Донецкой каменноугольной дороги был реализован только в конце 1870-х гг. В 1875 году Министерством путей сообщения принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железной дороги. Но концессию на строительство выиграл промышленник С.И. Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога». В 1878 г. состоялось торжественное открытие Донецкой каменноугольной железной дороги.


Карта Донецкого рудно-угольного кряжа и Донецкой горнопромышленной железной дороги (Участок Александровской линии), 1869 г.

Источник: Научная библиотека Русского географического общества