Admin Control Panel 

  ЗаписиНалаштуванняДизайнHTMLКоментаріAdSenseСтатистикаЕфективністьGoogle АналітикаВихід 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понеділок, 10 квітня 2017 р.

Доктор Орест Шуман. Нечто о каменно-угольной ломке в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (1817)


Шуман Орест. Нечто о каменно-угольной ломке в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии / Доктор Орест Шуман // Украинский вестник на 1817-й год, издаваемый Евграфом Филомафитским и Разумником Гонорским. Часть шестая. – Месяц июнь. – Харьков, 1817. – С. 300–315.

Одно из первых описаний Лисичанского рудника, по состоянию на май 1817 г.
«При наступленіи нынѣшней весны хотѣлось мнѣ побывать на чистомъ воздухѣ и оставя городскую атмосферу , насладиться удовольствіями деревенской жизни. При томъ же чувствовалъ я потребность отдать долгъ свой и дружбѣ: все это заставило меня сдѣлать небольшое путешествіе, я удовлетворилъ себѣ; но желая и другимъ принести сколько нибудь пользы, описалъ я все видѣнное мною, и что особенно нашелъ достопримѣчательнаго, касательно до вышеозначенной каменно-угольной ломки, предлагаю здѣсь любопытству публики. 

Одинаковыя чувства, правила и даже приключенія соединили меня за нѣсколько лѣтъ предъ симъ съ другомъ моимъ Г. де К- ве (Прим.Густав Гесс де Кальве, старший член правления Луганского литейного завода 1816—1822 гг., горный начальник Луганского завода 1822—1827 гг.). Онъ живетъ теперь въ новомъ кругѣ дѣйствій, въ казенномъ Луганскомъ литейномъ заводѣ; и тому прошло нѣсколько лѣтъ, какъ мы не видали другъ друга. Итакъ я не нашелъ лучшаго первыхъ весеннихъ дней занятія, какъ посѣщеніе моего друга. Проѣхавъ чрезъ лѣсистыя мѣста Зміевскаго уѣзда, переправясь чрезъ разлившійся Донецъ въ равнины Изюмскаго и пробравшись по гористымъ мѣстамъ Бахмутскаго уѣзда, на конецъ приѣхалъ я въ Луганскій заводъ, гдѣ друга своего однакожъ не засталъ. Сія неприятность вознаграждена была гостеприимствомь и новымъ знакомствомъ съ почтеннѣйшимъ Директоромъ тамошняго завода Ст. Сов. Я. К. Н - омъ (Прим. – Яков Харитонович Нилус). Въ домѣ сего чиновниками своими и окружающими сосѣдами любимаго и почитаемаго мужа, въ кругу любезнѣйшаго его семейства провелъ я нѣсколько дней и поѣхалъ въ Лисичій бояракъ, — откуда доставляется каменный уголь нужный для произведенія работъ въ заводѣ. Дорога вела вдоль рѣчки Луганки между скалами и известковыми горами, простирающимися по лѣвому берегу, что рѣдко бываетъ въ природѣ. Наконецъ довольно крѣпкій сѣрный запахъ далъ мнѣ почувствовать близость сего горнаго заведенія. Оно находится на превысокой горѣ, съ которой глазъ обнимаетъ пространство на пятдесятъ верстъ въ Воронежской Губерніи. Гордо течетъ Донецъ у подошвы горы съ сѣверо-запада къ юго-востоку, окруженный по мѣстамъ густымъ лѣсомъ. Необозримыя песчаныя степи на лѣвой его сторонѣ, между тѣмъ какъ на правой представляются луга и поля усѣянныя курганами и многолюдными селеніями. Здѣсь, какъ говоритъ преданіе, стояли въ древности лѣса густые, не проходимые, истребленные переходившими съ мѣста на мѣсто Татарами. Надзиратель сего заведенія Г. Н. К. (Прим. – Гавриил Никитич Козин), чиновникъ знающій весьма хорошо горную часть, принялъ меня дружески. Я опускался съ нимъ во внутренность земли и нашелъ, что сіе заведеніе, единственное въ Россіи, заслуживаетъ особенное вниманіе.

Каменно-угольная ломка въ Лисичьемъ бояракѣ, въ 45 верстахъ къ сѣверо-востоку отъ Бахмута и въ 80 верстахъ къ сѣверу отъ казеннаго Луганскаго литейнаго завода на правомъ берегу Донца лежащая, доставляетъ сему заводу ежегодно до 4оо,ооо пудовъ горючаго матеріала кромѣ того поступаетъ не малое онаго количество еще и въ продажу».

Источник - электронный архив eScriptorium