Admin Control Panel 

 Новый постСообщенияНастройкиДизайнHTMLКомментарииAdSenseСтатистикаВыход 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

вторник, 17 января 2017 г.

Разработка Грушевского антрацита (Горный журнал 1888 № 8 август)


Разработка Грушевскаго антрацита.

Горн. Инж. Георг. Островершенко 
(Извлечено изъ журнала его практическихъ занятій, въ бытность студентомъ V курса Горнаго Института).

Рудникъ Русскаго Общества Пароходства и Торговли.

(Таб. XXII и XXIII).

Въ юго-восточной части донецкаго бассейна разработываются пласты антрацита. Разработка въ Донецкой области по верховьямъ рѣкъ Грушевки и Атюкты занимаетъ площадь до 25 квадратныхъ верстъ. Добываемый отсюда плотный антрацитъ содержитъ углерода отъ 94—96%, летучихъ веществъ отъ 4—6% и сѣры отъ 0—6%; при горѣніи выдѣляетъ золы отъ 1—11%. Качество антрацита находится въ зависимости, какъ извѣстно отъ глубины залеганія его въ почвѣ. Такъ, дѣлая сравненіе антрацита 1-го и 2-го рабочихъ пластовъ (или что все равно 3-го и 4-го геологическихъ), находимъ, что 2-й въ изломѣ своемъ обладаетъ сталевато-графитнымъ блескомъ и плотнымъ мелко-зернистымъ сложеніемъ, такъ что мелкіе прослойки сѣрнаго колчедана и глинистаго сланца встрѣчаются въ антрацитовыхъ кускахъ весьма рѣдко, антрацитъ же 1-го пласта имѣетъ въ изломѣ замѣтно слоистое сложеніе, обнаруживаемое распластываніемъ въ огнѣ во время горѣнія и смолянистый оттѣнокъ; при ударахъ молотка антрацитъ 2-го пласта съ трудомъ распадается (на крупные куски), горитъ безъ пламени съ ослѣпительнымъ блескомъ, развивая высокую температуру, достигающую при сильномъ притокѣ воздуха до 2000°, антрацитъ жe 1-го пласта отъ ударовъ молотка распадается въ куски, горитъ короткимъ пламенемъ, содержитъ въ себѣ болѣе замѣтные прослойки глинистаго сланца, способствующаго образованію при горѣніи золы и шлака, кромѣ того антрацитъ этотъ обладаетъ болѣе значительною примѣсью сѣры.

Стоимость этого сорта антрацита въ торговлѣ отъ ½ до 1 коп. дешевле втораго пласта.

Загорается антрацитъ лишь при тягѣ воздуха, не спекается и не выдѣляетъ дыма при горѣніи, твердость его отъ 2 до 3 единицъ; удѣльный вѣсъ 1,4 до 1,7; вѣсъ 1 куб. саж. въ плотномъ тѣлѣ до 1100 пуд., а въ кускахъ — до 700 пуд. Нагрѣвательная способность антрацита хорошаго качества доходитъ до 8,300 единицъ тепла, а среднимъ числомъ до 8,000 единицъ. Одна кубическая сажень сухихъ дубовыхъ или березовыхъ дровъ замѣняетъ отъ 82 до 90 пуд. антрацита (* Николай Чайковскій (горный инженеръ) "Антрацитъ какъ топливо вообще, а для паровыхъ и паровозныхъ котловъ въ особенности". С.-Петерб. 1885 г.).

Въ Донецкомъ краѣ разработка антрацита ведется наиболѣе правильно въ рудникахъ Русскаго Общества Пароходства и Торговли, г. Кошкина, Англійскаго Общества и на рудникахъ Пастухова — напр. Наслѣдышевскомъ.

Здѣсь извѣстно 4 пласта антрацита толщиной не менѣе 2'. Первый пластъ въ 2', второй въ 2,33', третій въ 3',5 (почва и кровля у всѣхъ упомянутыхъ пластовъ — глинистый сланецъ) и четвертый въ 3' (кровля глинистый сланецъ, почва — песчаникъ). Паденіе пластовъ на сѣверо-востокѣ измѣняется въ предѣлахъ 2°—4°,5. Разработываются только 3-й и 4-й пласты (геологическіе) или какъ ихъ зовутъ тутъ 1-й и 2-й рабочіе пласты. Здѣсь имѣется двѣ шахты: "Малая" (Фиг. 1) и "Большая", обѣ — прямоугольнаго сѣченія. Верхи забраны сплошной вѣнцевой крѣпью, дальше — вѣнцевой крѣпью на стойкахъ. Большая шахта глубиной 63,2 саж. служитъ для подъема антрацита машиной, сила которой равна 45 паров. лошад.; діаметръ поршней цилиндровъ 19¾", ходъ — 31½", діаметръ барабана равенъ 10'; при трехъ оборотахъ машины барабанъ дѣлаетъ 1 оборотъ.

Выработки носятъ различныя названія; названіе дается сообразно положенію или назначенію выработки или же просто обозначается литерой. Такъ, здѣсь говорятъ: главнооткаточный ходъ № 1, параллельный ходъ, діагональный ходъ, развѣдочный ходъ, воздушно-откаточный ходъ, воздушный ходъ, ходъ литера Б, литера Б', Б'', литера Г (послѣдній проведенъ по паденію). Что касается крѣпленія выработокъ, то этотъ рудникъ находится въ самыхъ счастливыхъ условіяхъ; благодаря чрезвычайной крѣпости породъ, глинистаго сланца и песчаника, большое количество штрековъ вовсе не крѣплено; иногда высота ихъ встрѣчается весьма значительной, вслѣдствіе того, что выгоднѣе подработать потолокъ (на 1-мъ пластѣ) и дойти до болѣе твердаго сланца, чѣмъ поставить крѣпь подъ плохую кровлю. Мѣста же пересѣченія штрековъ обязательно крѣпятся. Крѣпятъ кирпичемъ, деревомъ и рельсами. Чтобы составить болѣе ясное понятіе о способахъ крѣпленія и объ экономической сторонѣ этого вопроса, считаю не лишеннымъ интереса привести нѣсколько числовыхъ данныхъ, которыя такъ обязательно сообщило мнѣ управленіе рудника.

Главнооткаточный ходъ (Фиг. 2) въ два пути, на 3-мъ пластѣ (глинистый сланецъ).


На вышеозначенныхъ (фиг. 2 — 11) рисункахъ показаны также крѣпленія и размѣры поперечныхъ сѣченій "ходовъ".

Проводъ штрековъ производится порохострѣльной работой, состоящей въ томъ, что въ шпуръ, выбуренный въ породѣ (глинистый сланецъ, песчаникъ) помощью перфоратора "Стапекъ и Резка", закладывается патронъ съ порохомъ и взрывается, зажигая затравку (Бикфордовскую).

Работаютъ перфораторомъ двое рабочихъ.
Когда шпуръ готовъ, вкладываютъ зарядъ и взрываютъ.

На прилагаемыхъ рисункахъ (фиг. 12) означаютъ: ррр — патроны выбуреной муки.
n — порохъ, s — шпуръ (затравка), m — патронъ (пальникъ) и d — динамитъ.

А — представляетъ пороховой зарядъ въ глинистомъ сланцѣ.
В — патронъ, приготовленный изъ пороха и динамита.
С — динамитный зарядъ (4 ф.) въ песчаникѣ на 4-мъ пластѣ.

Въ этомъ рудникѣ примѣняется сплошная выемка по простиранію съ отступающимъ забоемъ безъ закладки выработаннаго пространства пустой породой. Пустую породу, получающуюся при выемкѣ, оставляютъ тамъ же. Каждому "зарубщику" (подбойщику) дается урокъ по длинѣ "лавки" (уступа) 4—5 арш. и по перпендикулярному (по простиранію) направленію 1½—2 арш. Длина "лавки" обыкновенно равняется 15—16 саж., бываетъ также и 8 саж. Внутренній уголъ уступа называется "куткомъ". Ночная смѣна дѣлаетъ "зарубку" (подбой) и ставитъ "бабки" (подпорки) для предохраненія отъ обваловъ антрацита на работающаго "зарубщика". Дневная смѣна отбиваетъ уголь и ставитъ стойки на разстояніи 1½ аршина отъ новаго забоя. При установкѣ стоекъ дѣлаютъ въ почвѣ ямки въ верхнемъ тонкомъ и мягкомъ слоѣ сланца.

Разстояніе между стойками по правилу должно равняться 1 арш., по здѣсь, въ виду прочности породъ, ставятъ ихъ па 1½ аршинномъ разстояніи. Забой подвигается въ сутки на 1½ аршина, и такъ какъ ни почва, ни кровля не "забираются", а забой ведутъ въ толщину пласта, то вся работа въ забоѣ производится или сидя, наклонивъ голову на бокъ, или лежа на боку ("зарубка"). Плоскость забоя параллельна трещиноватости, которая идетъ почти по паденію (по меридіану).

Доставка антрацита отъ забоя къ откаточному штреку производится помощью "салазокъ", полозья коихъ обшиты желѣзомъ; рабочій ("тягальщикъ"), имѣющій веревочный поясъ съ крючкомъ спереди, беретъ "тягальную цѣпь" длиною 1½ аршина (тягальная цѣпь представляетъ собою или цѣпь обыкновеннаго вида пли цѣпь состоящую изъ длинныхъ звеньевъ, которая оканчивается съ длиннаго конца крючкомъ, съ другого кольцомъ) и зацѣпляетъ ее крючкомъ за кольцо салазокъ, пропускаетъ цѣпь промежъ ногъ, надѣваетъ кольцо цѣпи на крючекъ у пояса и, укрѣпивъ предварительно на ногахъ "бузлуки" (тягальныя подковки съ 3-мя шипами), ползетъ на четверенькахъ по узкому и низкому ходу, соединяющему забой со штрекомъ, гдѣ откатка производится вагончиками въ ручную. Пересѣченіе "хода" со штрекомъ представляетъ площадку, устланную чугунными плитами, она носитъ названіе "вокзалъ".

Нагрузка въ салазки, обыкновенно 10 пуд. Maximum длины перехода для "тягальщика" считаютъ 18 саж. Антрацитовая мелочь, получающаяся при выемкѣ, доставляется па "вокзалъ" также въ салазкахъ, на которыя съ этой цѣлью ставится деревянный ящикъ. Мелочь кладется помощью "сковороды", лопаты (фиг. 13), съ лопастью круглой формы. Главная работа производится по задѣльной платѣ, а вспомогательная поденной.

Въ "лавкѣ" работаютъ:
"зарубщиковъ" 6 — 10 человѣкъ.
"отбойщиковъ" 2 „
"тягальщиковъ" 2 „
"вагонщиковъ" 7 — 12 „
"крильщиковъ" 2 „

"Крильщики", это рабочіе, срывающіе потолокъ при проводѣ штрека, при чемъ употребляется долотчатый буръ, а при разборкѣ камня — кирку ("клевакъ") въ родѣ горнаго молотка. Работа ведется артелью по 3 3/8 коп. съ пуда. Крильщики получаютъ за одну погонную сажень 4 рубля.

"Отбойщики" въ забоѣ удаляютъ "бабки", причемъ толща антрацита отламывается или собственнымъ вѣсомъ, чему въ особенности способствуютъ прослойки кварца, или же приходится пускать въ дѣло "поддирку" посредствомъ стальнаго лома, длиной 1 — 1½ — 2 арш., и молотка вѣсомъ 8— 11 фунтовъ. Для разбиванія же большихъ кусковъ употребляютъ стальной клинъ, длиной 1 — 1½ арш. Кромѣ того въ забоѣ имѣетъ примѣненіе силезская кайла съ прикладнымъ лезвіемъ.

На "вокзалѣ", сваленный изъ салазокъ антрацитъ, нагружается въ вагончики. Одинъ вагонщикъ откатываетъ въ смѣну 7 вагоновъ, такъ что каждый вагонщикъ дѣлаетъ около 16 верстъ. Суточная производительность рабочаго видна изъ слѣдующаго: 14-го іюня 1886 года "лавка" № 3 выдала 1,227 пуд. при 15 зарубщикахъ, слѣдовательно, на одного "зарубщика" приходится около 81 пудъ добычи антрацита. Откатка антрацита исключительно производится въ вагончикахъ изъ листоваго желѣза. Форма вагоновъ и колесъ представлены на фиг. 14 (А, B, С, D).

У старыхъ вагончиковъ колеса С чугунныя, имѣютъ по три спицы; у новыхъ — колеса стальныя и имѣютъ семь спицъ, бываетъ что у одного и того же вагончика одна ось съ колесами о трехъ спицахъ, а другая о 7-ми.

Колеса неподвижно насажены на ось, а ось (о) удерживается въ выемкѣ съ вкладышами шпонкой (s). Чтобы при толчкахъ одного вагончика о другой не происходило, по возможности, скораго изнашиванія, устроены спереди нижней части вагончика буфера (b), представляющее собой деревянные бруски, обшитые съ передней стороны желѣзомъ.

При откаткѣ лошадью, крюкъ отъ постромокъ укрѣпляется въ "мочкѣ" (т) — петлѣ изъ приклепаннаго къ вагончику шиннаго желѣза. Вѣсъ пустаго вагончика 18 пуд. Смазка производится минеральнымъ масломъ. Размѣры желѣзнаго вагончика можно усмотрѣть изъ слѣдующихъ данныхъ:

Діаметръ колеса 13''
толщина обода 3/8''
ширина обода 3''
высота закраинъ 1"
число спицъ 7
толщина спицы  5/16"
разстояніе между осями 17".

Рельсы здѣсь трехъ сортовъ: 1) рельсы съ прямоугольнымъ поперечнымъ сѣченіемъ (полосовое желѣзо), употребляются въ параллельныхъ штрекахъ, 2) пустотѣлые, въ главнооткаточныхъ штрекахъ и 3) виньолевскіе въ штрекѣ лит, Т. Въ стыкахъ рельсовъ закладокъ нѣтъ. На шпалы идетъ подтоварникъ; разстояніе между шпалами, обыкновенно, равно 1 ¼ арш., Кромѣ ручной откатки здѣсь существуетъ откатка лошадьми и механическая откатка при помощи безконечной цѣпи. Здѣсь всего 4 лошади. Лошади не остаются круглый годъ въ рудникѣ: ихъ подымаютъ на поверхностъ одинъ разъ въ годъ — на Пасху. Содержаніе лошади обходится 50 к. въ сутки. Помѣщаются онѣ вблизи шахты въ конюшнѣ, полъ которой вымощенъ песчаникомъ; конюшня крѣплена рельсами и не имѣетъ никакой спеціальной вентиляціи, которая происходитъ, какъ мнѣ сказали, черезъ щели въ породѣ.

При цѣпной откаткѣ въ штрекѣ лит. Г безконечная цѣпь кладется на вагонъ такъ, чтобы одно звено уперлось о вильчатую часть (W) вагона A; разстояніе по цѣпи между вагонами равно 10 саж. и скорость съ которою движется цѣпь 70' въ одну минуту. Толщина звеньевъ цѣпи = 13/16". Прошло уже пять лѣтъ со времени установа цѣпи, предполагаютъ что она въ состояніи будетъ прослужить еще пять лѣтъ. Діаметръ цѣннаго шкива=4'9". Рельсовый путь двойной, такъ что система двудѣйствующая. Раньше, механическая откатка производилась по штрекамъ Б' и Б", образуя такимъ образомъ колѣнчатый путь; теперь же уже 6-й годъ какъ пройденъ штрекъ Г и откатка производится по пути, длиною въ 175 саж. Сила машины при этой откаткѣ равна 32 пар. лош., діаметръ поршня=18", ходъ его=3', въ 1'—35 двойныхъ качаній. Въ то время какъ машина дѣлаетъ 5 оборотовъ — барабанъ дѣлаетъ 1 оборотъ. На случай, если цѣпь оборвется и вагончики покатятся по пути (уклонъ коего сдѣланъ въ 2°—4,°5), устроены торизма (Г ф. 15) такъ, что ось вагончика, проходя надъ тормазомъ (Г) (во время дѣйствія цѣпи) отъ одного (конца к) къ другому (к') только надавливаетъ этотъ короткій и болѣе легкій конецъ (к') тормаза, но если цѣпь оборвется и вагончикъ пойдетъ по уклону, отъ (к') к (к), тогда вагончикъ зацѣпится своею осъю за вилку (к') тормаза и остановится. Тормазъ при ручной откаткѣ представляетъ собой простой желѣзный крюкъ, который однимъ концомъ зацѣпляется за стѣнку вагона, а другимъ — въ промежутокъ между спицами колеса.

Освѣщеніе въ рудникѣ производится неочищеннымъ конопляннымъ масломъ. Масло наливается въ обыкновенную плоскую рудничную лампочку, носящую названіе "каганецъ". Масло полагается отъ рабочихъ. Расходъ его въ смѣну = ½ фунта.

Подъемъ ("выдача") антрацита на поверхность производится въ двухэтажныхъ клѣтяхъ. Вагончикъ вкатывается на дно клѣти, дается сигналъ на поверхность, оттуда къ машинисту, послѣдній пускаетъ углеподъемную машину въ ходъ и клѣть поднимается круглымъ металлическимъ канатомъ, перекинутымъ черезъ шкивъ діаметромъ въ 10'.

Двухэтажная клѣть служитъ для подъема за одинъ разъ двухъ вагоновъ.

 Закрѣпленіе вагоновъ въ клѣти производится посредствомъ крючковъ на рельсахъ. На случай обрыва каната во время подъема клѣти, устроенъ парашютъ съ двумя упорными ножами, скользящими около направляющаго бруска. Въ случаѣ, еслибы машинистъ пропустилъ моментъ, когда слѣдовало остановить машину и клѣть могла бы удариться о шкивъ, устроенъ предохранительный размыкающійся приборъ. При нагрузкѣ, какъ на поверхности такъ и у рудничнаго двора, клѣти устанавливаются на "подхватахъ" (подпятникахъ), или какъ ихъ здѣсь называютъ, "пріемникахъ" или "пріемныхъ языкахъ" "Пріемники" остаются постоянно открытыми и закрываются при установѣ клѣти дѣйствіемъ рукоятки, насаженной неподвижно на оси. Постановъ вагоновъ въ клѣти и пріемка ихъ достигается маневрированіемъ подъемной машины. Рельсовый путь по главному откаточному штреку, ведущему къ шахтѣ, прекращается у рудничнаго двора, и далѣе по рудничному двору проложены чугунныя плиты съ небольшимъ уклономъ къ шахтѣ (0,01 с.). Для направленія вагона на рельсы клѣти, устроены направляющіе рельсы у входа въ клѣть. Въ каждомъ этажѣ клѣти помѣщается одинъ вагонъ. Разгрузка вагончиковъ съ антрацитомъ производится быстро и совершенно безъ толчковъ, посредствомъ постоянныхъ опрокидывателей. Антрацитъ, скатываясь по рѣшетчатымъ наклоннымъ плоскостямъ (грохотамъ), сортируется. Здѣсь различаютъ слѣдующіе сорта антрацита: крупный, кулачный, "бабій" или орѣшникъ и, наконецъ, мусоръ. Антрацитовая мелочь идетъ на отопленіе паровыхъ котловъ. Подъ колосники проводится струя водянаго пара. Антрацитовую мелочь отвозятъ въ отдѣленія паровыхъ котловъ въ деревянныхъ вагонахъ съ покатымъ дномъ и откидной дверцей у длиннаго бока. Вмѣстимость вагона 70—75 пуд.

Пустая порода, поднятая на поверхность въ желѣзныхъ вагончикахъ, перегружается въ большіе, деревянные вагоны такого же типа, какъ и для антрацитовой мелочи, но съ тѣмъ отличіемъ, что откидная дверца находится въ короткомъ боку вагона, и наклонъ дна сдѣланъ сообразно этому въ сторону короткаго бока.

Воздухъ въ требуемомъ количествѣ доставляется вентиляторомъ у "Малой" шахты. Для регулированія теченія воздуха въ штрекахъ устроены воздушныя двери. Вентиляторъ, системы Ламберта, дѣлаетъ 30—100 оборотовъ вь 1', смотря по надобности и приводится въ дѣйствіе машиной въ 12 п. лош.

Предохранительный цѣликъ отдѣляетъ верхніе выработки отъ нижнихъ (ниже шахты, считая по паденію), такъ что вода, скопившаяся сверху цѣлика, идетъ въ зумпфъ малой шахты и отливается на поверхность, тогда какъ вода изъ выработокъ ниже цѣлика собирается въ особомъ колодцѣ, спеціально сдѣланномъ для этой цѣли въ пустой породѣ лежачаго бока, и уже изъ этого вмѣстилища вода подымается водостолбовыми машинами въ зумпфъ малой шахты. Всѣхъ водостолбовыхъ машинъ — три, №№ 1, 2 и 3; каждая изъ нихъ въ состояніи отлить 75,000 ведеръ въ 24 ч. При мнѣ дѣйствовали двѣ машины: №1 (днемъ) и № 3 (ночью), въ суммѣ отливающія среднимъ числомъ 30,000 вед. въ сутки.

Насосъ для отлива воды у малой шахты, (Д насоснаго поршня = 14", ходъ = 9', діаметръ поршня пароваго цилиндра — 43 3/8") въ состояніи отлить 20.0000 вед. въ сутки.

Насосъ большой шахты предназначенъ на случай усиленнаго притока воды и въ состояніи откачать 100,000 вед. въ сутки. (Д насоснаго поршня 14", ходъ = 3'). На поверхности рудничная вода поступаетъ въ особые бассейны, откуда идетъ въ паровые котлы и въ рудникъ — для дѣйствія водостолбовыхъ машинъ; избытокъ же спускается изъ бассейновъ по простой канавѣ въ балку р. Атюкты.

Нго касается числа рабочихъ, то въ рудникѣ работаетъ: подземныхъ рабочихъ (въ суммѣ) за май 1886 г. — 3,257, надземныхъ — 500.

Рудникъ г. Кошкина.

Здѣсь разрабатываются тѣ же пласты антрацита, что и въ Русскомъ Обществѣ Пароходства и Торговли, т. е. 1-й и 2-й рабочіе пласты. Нужно замѣтить, что 2-й пластъ (толщина 1¼ арш.) разрабатывается съ основанія рудника. Условія залеганія тѣ же, паденіе на сѣверо-востокъ измѣняется отъ 6°—6½°. Штреки особенныхъ названій, кромѣ "основной", "сѣверный" и "этажный"— не имѣютъ, идущіе же къ забоямъ обозначаются №№ забоевъ.

Разработка ведется при помощи шахты "Евдокіевской", самой глубокой на югѣ и штольни. Шахта, заключающая подъемное отдѣленіе и насосное съ воздушнымъ, глубиной 73 саж., имѣетъ прямоугольное поперечное сѣченіе (4X6 арш.) и доходитъ до 2-го рабочаго пласта. Верхъ шахты крѣпленъ срубомъ, ниже крѣпи совсѣмъ нѣтъ. Деревянные направляющіе прикрѣплены костылями къ перекладамъ, концы которыхъ помѣщаются въ гнѣздахъ, сдѣланныхъ въ бокахъ. Глубина шахты, считая до штольны, равна 12 саж. Насосное отдѣленіе отдѣлено отъ подъемнаго перегородкой. Первый и второй пласты соединены вертикальнымъ гезенгомъ (или какъ здѣсь называютъ — "маленькой шахтой"), глубиной въ 8 саж. съ лѣстничнымъ и подъемнымъ отдѣленіями.

Въ настоящее время проводится новая шахта; предполагаемая ея глубина 108 саж., поперечные размѣры 5X7 арш. Одно общество берется провести ее въ 18 мѣсяцевъ, помощью машиннаго буренія, за 52,000 рублей. Теперь жe, она пока ведется динамитной работой съ весьма различной скоростью; такъ напр, въ мягкихъ породахъ проходятъ 1 саж. въ 8 дней. Порода подымается двумя бадьями па обыкновенномъ канатѣ помощью коннаго ворота. Верхняя часть шахты пройдена въ глинѣ и закрѣплена срубомъ, ниже — вѣнцами, лежащими на рельсахъ, вдѣланныхъ въ стѣны. Подъемъ и спускъ рабочихъ производится также въ бадьяхъ.

Штольня, съ уклономъ къ устью въ 0,005 и двойнымъ рельсовымъ путемъ, начинается у рѣчки Грушевки и идетъ до шахты; длина ея 142 саж., ширина 4½ арш., высота 2½—4 арш. Устье штольны крѣплено камнемъ, дальше же кирпичомъ со сводомъ въ 2½ кирпича, еще дальше отъ устья, она закрѣплена дверными окладами (изъ подтоварника) съ забраннымъ досками потолкомъ. Кромѣ этого крѣпленія, есть еще крѣпленіе простыми перекладами, лежащими концами въ гнѣздахъ стѣнъ (песчаникъ); разстояніе между перекладами не одинаковое. Крѣпленія штрековъ производятся дверными окладами или они и совсѣмъ не крѣпятся. Способъ выемки на очистку, тотъ же, что и въ Русскомъ Обществѣ, съ тѣмъ различіемъ, что "зарубка" производится не исключительно ночью. Длина пути для салазокъ, при обыкновенной нагрузкѣ въ 10 пуд., до ближайшаго забоя считается въ 15 саж. Длина забоя, "лавки", равна 18 саж., но мнѣ самому приходилось ползти на четверенькахъ до того мѣста, гдѣ нагружались салазки - minimum 35 саж.; выбоины, дѣлаемыя салазками, до того ухудшаютъ путь, что работа "тягалыцика", по истинѣ, дѣлается каторжной: не могу забыть тѣхъ страшныхъ усилій, которыя дѣлалъ на моихъ глазахъ "тягалыцикъ", когда салазки попадали въ одну изъ рытвинъ, образовавшихся отъ полозьевь салазокъ при постоянно текущей по почвѣ водѣ; салазки до тѣхъ поръ оставались па мѣстѣ, пока я не помогъ "тягальщику" сдвинуть ихъ. — Теперь идутъ (въ Іюнѣ) 9-ю уступами, зимой 13-ю. Провѣтриваніе раньше производилось всасываніемъ воздуха черезъ шахты Устинова и Маркова, теперь ведется въ обратномъ направленіи — нагнетаніемъ.

Вентиляторъ системы Гибаля о шести лопаткахъ при внутреннемъ діаметрѣ = 7' и внѣшнемъ 18', приводится въ дѣйствіе паровой машиной въ 16,5 пар. лош. и нагнетаетъ при 80 оборотахъ въ 1' 26,000 куб. фут. воздуха.

Откатка антрацита производится механическимъ путемъ—металлическимъ канатомъ.

Кромѣ механическаго пути откатки, она производится еще лошадьми и ручнымъ способомъ. Откатка въ штольни лошадьми, въ остальныхъ ходахъ — въ ручную. Въ штольнѣ работаетъ отъ 3 до 6 лошадей, содержаніе каждой обходится въ 10—12 рубл. въ мѣсяцъ. Лошади возятъ поѣзда изъ 4-хъ вагоновъ. Здѣсь употребляютъ вагоны нѣсколькихъ родовъ. Деревянные вагоны (ф. 16 и 17), вѣсятъ, пустые, 15 пуд., вмѣстимость ихъ 30 п. кусковаго антрацита. Вагоны желѣзные (ф. 18) дѣлаются съ чугунными колесами; вѣсъ пустаго вагона 18 пуд., вмѣстимость 30 пуд. Размѣры желѣзнаго вагончика слѣдующіе:

Діаметръ колеса 9,5"
Толщина обода 3/8"
Ширина 3"
Высота закраинъ 3/4"
Число спицъ 4
Разстояніе между осями 17"

Смазка вагоновъ производится минеральнымъ масломъ. Рельсы въ настоящее время вездѣ введены випьолевскіе; рельсы пустотѣлые вышли изъ употребленія, вслѣдствіе того, что неудобны при поворотахъ, такъ какъ трудно сгибаются и вагонъ легче соскакиваетъ по наклоннымъ ихъ сторонамъ.

Освѣщеніе въ рудникѣ производится минеральнымъ масломъ въ такихъ же лампахъ, какъ и въ Русскомъ Обществѣ. Расходъ масла въ смѣну — 1 фунтъ. Масло полагается отъ рабочихъ.

Подъемъ антрацита со 2-го пласта на 1-й производится въ малыхъ клѣтяхъ отдѣльной машиной съ двумя цилиндрами; паръ проведенъ сверху; клѣти безъ парашютовъ, такъ какъ спускъ и подъемъ рабочихъ со 2-го пласта на 1-й — по лѣстницамъ. Съ 1-го пласта до штольни подъемъ производится въ большихъ одноэтажныхъ клѣтяхъ, въ клѣть помѣщается два вагона или 8 человѣкъ рабочихъ. Клѣти снабжены парашютами. Вѣсь клѣти около 60 пуд. Подъемъ производится машиной въ 40 силъ. Предохранительнаго прибора отъ удара клѣти о шкивъ здѣсь нѣтъ, да и понятно, такъ какъ разстояніе штольни отъ поверхности земли (считая по шахтѣ) 12 саж. Діаметръ шкива — 14'. Отливъ воды производится чрезъ большую шахту насосомъ, приводящимся въ дѣйствіе машиной въ 45 силъ (діаметръ поршня = 12", ходъ 5').

Въ рудникѣ роботаютъ взрослые и подростки, послѣдніе только при лошадяхъ и при дверяхъ. Работаютъ при добычѣ артелями человѣкъ въ 20, по смѣнамъ въ 10 человѣкъ. На каждую артель полагается отдѣльный уступъ. Отъ каждаго уступа 2 человѣка находятся при устьѣ штольни для разгрузки. Большинство рабочихъ отъ подрядчиковъ. Работаютъ поурочно. Урокъ зарубщика 4 арш. на 1¼—1½ арш. Женщины работаютъ на поверхности исключительно при сортировкѣ, которая производится ручнымъ способомъ. Разгрузка вагоновъ производится или вынимая куски руками, или опрокидывая вагоны на бокъ или внизъ. Здѣсь различаютъ слѣдующіе сорта антрацита: крупный, средній или кулачный и мелкій или бабій. Мусоръ идетъ подъ паровые котлы съ паровой тягой. Что касается производительности рудника, то ежегодная добыча, при площади участка около 2-хъ квадр. верстъ (450,144 кв. саж.), составляетъ 3.000,000 пуд. антрацита.

Скачать PDF


Комментариев нет:

Отправить комментарий