Admin Control Panel 

 Новый постСообщенияНастройкиДизайнHTMLКомментарииAdSenseСтатистикаВыход 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

вторник, 25 октября 2016 г.

Мевиус А.Ф. Будущность горнозаводского промысла на Юге России (1867)


Мевиус, Аполлон Федорович. Будущность горнозаводского промысла на Юге России / [соч.] Горн. инж. Мевиуса. — Санкт-Петербург: тип. М.О. Вольфа, 1867. - 32 с., 1 л. карт.

Мевиус Аполлон Федорович (1820-1898) — горный инженер, выдающийся ученый-металлург, председатель Совета Съезда горнопромышленников Юга России, организатор металлургической промышленности в Донбассе.
Окончил С.-Петербургский институт корпуса горных инженеров (1842 г.). С 1842 г. работал в Гороблагодатском горном округе: смотритель Верхнетуринского завода. В 1846 г. командирован за границу для изучения металлургического производства, затем перешел на научную работу. С 1848 г. вновь на Урале, сначала на Гороблагодатских заводах, затем исправляющий должность управителя Златоустовского завода. С 1851 г. работал в Керчи: занимался опытами по плавке железных руд. С 1855 г. производил поиск железных руд и каменного угля в округе Луганского завода. С 1858 г. – руководитель строительства Петровского завода в Бахмутском уезде. В 1859 г. командирован на Урал для осмотра Гороблагодатских, Екатеринбургских и Златоустовских казенных заводов. С 1861 г. – горный начальник Луганского округа. В 1861-1865 гг. - управляющий Луганского литейного завода. В 1870 г. вышел в отставку. Жил в Харькове, занимался общественной деятельностью и работал преподавателем Харьковского технологического института. В 1890-х гг. – строитель и директор Донецко-Юрьевского завода (сейчас Алчевский металлургический комбинат). Автор ряда книг по металлургии и большого количества статей, опубликованных в «Горнозаводском листке», «Южнорусском горном листке», «Горном журнале». Труды: «Курс металлургии чугуна и железа» (1847), «Курс чугунно-литейного производства» (1856), «Будущность горнозаводского промысла на юге России» (1867), «Комнатное отопление минеральным углем» (1892), «Учебный курс металлургии чугуна, железа и стали» (1894), «Технический французско-русский словарь» (Харьков, 1898), «Горнопромышленная карта Донецкого бассейна» (1890, 1894 и 1897). Награжден орденом св. Станислава 2-й ст. Имел чин действительного статского советника (1890 г.), лауреат Демидовской премии (1860 г.).
Читать подробную биографию — Темник Ю.А. Аполлон Мевиус - горный начальник луганского литейного завода и профессор металлургии Украины, строитель и директор Донецко-Юрьевского металлургического завода

Скачать PDF

Будущность горнозаводского промысла на Юге Россіи.
Горнаго инженера Мевіуса.

  Разсматривая современное состояніе и успѣхи европейской промышленности, нельзя не согласиться со многими экономистами въ томъ, что степень развитія желѣзнаго промысла въ каждомъ благоустроенномъ государствѣ служитъ мѣриломъ его благосостоянія, и что тамъ, гдѣ промышленность эта нѣсколько лѣтъ къ ряду остается неподвижною, нельзя не предполагать огромнаго застоя во всякой промы- шленой дѣятельности и ущерба въ народномъ богатствѣ.
Въ то время, какъ всѣ страны Европы, въ теченіе послѣднихъ тридцати лѣтъ, удвоили и даже утроили свою желѣзную производительность, мы положительно стоимъ на одномъ мѣстѣ и не дѣлаемъ ни одного рѣшительнаго шага впередъ. Въ то время, какъ начавшаяся у насъ постройка желѣзныхъ дорогъ затратила уже около 40 милл. пудовъ рельсовъ и требуетъ ихъ ежегодно не менѣе 5 милл. пудовъ, наша желѣзная промышленность, сосредоточенная преимущественно на Уралѣ, предлагаетъ намъ только по 12 милл. пудовъ желѣза для удовлетворенія всѣхъ потребностей государства, имѣющаго 70 милл. населенія. Оказывается громадный недостатокъ въ желѣзѣ, которое и ввозится къ намъ ежегодно цѣлыми милліонами пудовъ и большею частію безпошлинно, по причинѣ дарованныхъ концессій на постройку желѣзныхъ дорогъ. Вслѣдствіе безпошлиннаго ввоза дешеваго желѣза, мы не можемъ подумать о томъ, чтобы какимъ-нибудь образомъ вступить въ соперничество съ иностранцами въ снабженіи нашихъ дорогъ рельсами; а между тѣмъ, милліоны рублей переходятъ за эти рельсы за границу, обогащая иностранцевъ и на столько же истощая насъ, тогда какъ при нѣсколько лучшей обстановкѣ и условіяхъ, болѣе благопріятныхъ, мы могли бы съ величайшею для государства пользою удержать всѣ эти милліоны у себя дома, основать на нихъ промышленное развитіе и благосостояніе цѣлаго края и водворить въ странѣ производство новое и въ высшей степени благодѣтельное.

  Донецкій каменноугольный бассейнъ, занимая въ Екатеринославской губерніи и Землѣ Войска Донскаго пространство около 40 т. квадратныхъ верстъ, въ настоящее время на столько уже извѣстенъ и изслѣдованъ различными учеными и поисковыми партіями, что его смѣло можно теперь считать надежнымъ залогомъ будущаго промышленнаго благосостоянія южной Россіи. Но какъ, при всѣхъ подземныхъ богатствахъ, онъ не тронутъ еще никакими серьезными горно-техническими предпріятіями; то весьма естественно, что для большинства публики, совершенно почти съ этимъ краемъ незнакомой, не извѣстно даже, какого рода богатства здѣсь заключаются и на столько ли онѣ значительны, чтобы пользованіе ими могло имѣть значеніе важнаго экономическаго вопроса.

  Желая удовлетворить справедливой любознательности публики и вмѣстѣ съ тѣмъ возбудить, если можно, въ ней промышленую предпріимчивость, мы изложимъ здѣсь по порядку: 1) главнѣйшія извѣстныя минеральныя богатства Донецкаго бассейна; 2) возможность воспользоваться этими богатствами, посредствомъ устройства обширныхъ угольныхъ копей и желѣзныхъ заводовъ, и 3) способъ осуществленія этихъ предпріятій частными лицами, товариществами или акціонерными компаніями.

  Минеральныя богатства Донецкаго кряжа суть: каменный уголь самыхъ разнообразныхъ качествъ, желѣзныя руды, свинцово-серебряныя и цинковыя руды, фарфоровая глина, гипсъ, поваренная соль, огромное разнообразіе строительныхъ камней, камень литографическій, трепелъ, мѣлъ и проч. Преимущественное же вниманіе заслуживаютъ, конечно, каменный уголь и желѣзныя руды, какъ матеріалы, наиболѣе распространенные и наиболѣе необходимые каждому цивилизованному народу. Изъ множества открытыхъ и частію изслѣдованныхъ мѣсторожденій желѣзныхъ рудъ и каменнаго угля, мы здѣсь назовемъ и кратко опишемъ только тѣ, которыя, по нашему убѣжденію, особенно важны въ (отношеніи промышленномъ, частію вслѣдствіе абсолютнаго ихъ богатства и достоинства, частію же вслѣдствіе выгоднаго мѣстнаго положенія (*На прилагаемой при семъ картѣ показаны: всѣ упоминаемыя здѣсь мѣсторожденія желѣзныхъ рудъ, каменнаго угля и антрацита, а также предполагаемыя линіи мѣстныхъ желѣзныхъ дорогъ).

Карта месторождений руд и каменного угля Донецкого кряжа


Минеральныя богатства Донецкаго кряжа.

  Пріиски желѣзныхъ рудъ мы подраздѣляемъ здѣсь на четыре группы, находя, что такое обозрѣніе ихъ представляетъ нѣкоторое удобство.

А. По среднему теченію р. Кальміуса и притоковъ его — Сухой и Мокрой Волновахи.

Стила,
Каракуба,
Новониколаевка, Новотроицкое,
Софiевка (Цынгери),
Авдотьино (Мандрыкиной),
Новоселевка (Лисаневича).

  Во всѣхъ этихъ мѣстахъ, желѣзныя руды, представляя собою чистые бурые желѣзняки около 50% содержаніемъ, залегаютъ въ глинахъ огромными гнѣздами отъ 10 — 300 тыс. пудовъ и представляютъ собою такимъ образомъ чрезвычайно обильные запасы. Нѣкоторые изъ этихъ гнѣздъ размыты атмосферными водами, и въ такомъ случаѣ по берегамъ ручьевъ и рѣчекъ (какъ напр., на Мокрой Волновахѣ близъ Каракубы) попадаются валуны бураго желѣзняка отъ 1 фунта до 300 пудовъ вѣсомъ. Вредныхъ примѣсей эти руды никакихъ не содержатъ и, представляя собою массы, сильно ноздреватыя, очень способны для плавки.

B. Въ вершинахъ р. Кальміуса съ его притоками и по среднему теченію р. Крынки.

Александровка (князя П. И. Ливена),
Амвросіевка (Щеховскаго),
Зарянское (Миклашевскаго),
Калиновое (Леонова и Иловайскаго),
Ясеноватское.

  Здѣсь встрѣчены довольно тонкіе пологопадающіе пласты бурыхъ желѣзняковъ и преимущественно глинистыхъ сферосидеритовъ, залегающихъ въ глинистыхъ сланцахъ. Толщина пластовъ простирается отъ 5 — 12 вершковъ. Руды въ Амвросіевкѣ около 50%, а въ прочихъ мѣстахъ отъ 35 — 45%. Эти мѣсторожденія изслѣдованы лишь поверхностно, почему и можно съ основательностію допустить, что при дальнѣйшей ихъ развѣдкѣ откроется еще нѣсколько новыхъ пластовъ.

C. Въ вершинахъ р. Крынки съ ея притоками и въ вершинахъ р. Кривой-Торецъ.

Михайловка (Катасонова);
Орловка (гр. Орлова);
Бзовской;
Кумшацкаго;
Убѣжище (Туткевича),
Волынцово (княгини М. А. Долгорукой),
Гапуровка (Нарневскаго),
Федоровка,
Софiевка (Раевской),
Вѣровка (наслѣдн. Кондратьева),
Каютова (Модзолевскаго),
Корсунь,
Государевъ Буеракъ,
Никитовка,
Желѣзное.

  Эти всѣ пріиски представляютъ собою пластовыя крутопадающія и даже часто вертикальныя мѣсторожденія желѣзныхъ рудъ, толщиною отъ 8 — 24 вершковъ. Пласты здѣсь непрерывно тянутся на десятки верстъ и переслаиваются съ пластами каменнаго угля, известняковъ, песчаниковъ и глинистыхъ сланцевъ. Большая часть пріисковъ этой группы развѣдана, но въ нихъ опредѣлено богатство только тѣхь пластовъ, которые ясно обнаруживались выходами на земной поверхности, такъ что всѣ сдѣланныя опредѣленія рудныхъ запасовъ далеко ниже дѣйствительности. Руды этой группы развѣдывались частію рвами и частію вертикальными и наклонными шахтами до глубины отъ 3—9 саженъ. Онѣ наиболѣе состоятъ: на поверхности — изъ чистаго и рѣдко кварцеватаго бураго желѣзняка; на глубинѣ отъ 2 — 4 саж. бурый желѣзнякъ становится иногда глинистымъ, а иногда представляется настоящимъ глинистымъ сферосидеритомъ; далѣе, на глубинѣ встрѣчается шпатоватый плотный глинистый желѣзнякъ, съ виду очень похожій на известковый камень и сопровождается обыкновеннымъ глинистымъ бурымъ желѣзнякомъ; наконецъ, ниже горизонта почвенныхъ водъ, по всѣмъ признакамъ, надобно полагать, что руды желѣзныя превратятся въ такъ называемый black- band, т. е. черный углистый шпатоватый желѣзнякъ, высоко цѣнимый въ Англіи. Содержаніе этихъ рудъ, сходныхъ въ высшей степени съ бельгійскими и сѣверо-англійскими, простирается отъ 30 — 45%; по совершенному же отсутствію въ нихъ сѣры, а вѣроятно и фосфора, равно какъ по малому количеству свободнаго кварца, ихъ слѣдуетъ причислить къ рудамъ, наиболѣе чистымъ и легкоплавкимъ. Наименьшее количество рабочихъ рудныхъ пластовъ, проходящихъ чрезъ всѣ упомянутыя мѣстности, надобно принимать не менѣе 6-ти или 7-ми; но всѣ вмѣстѣ они раскрыты и развѣданы только на Желѣзномъ, а въ прочихъ мѣстахъ изслѣдованы лишь нѣкоторые изъ нихъ. При исчисленіи рудоносности пластовъ, глубина валовой добычи принималась въ расчетъ только въ 25 саженъ (хотя пласты продолжаются и глубже); количество руды, заключающейся въ массѣ пласта, полагалось равнымъ только половинѣ всей массы пласта, и вѣсъ одной кубич. сажени чистой руды въ мѣсторожденіи принятъ былъ только въ 1,300 пудовъ. Изъ этого видно, что всѣ исчисленія рудныхъ запасовъ сдѣланы съ наивозможнымъ уменьшеніемъ противъ истиннаго ихъ количества, и что при существованіи въ странѣ организованнаго желѣзнаго производства, рудъ желѣзныхъ окажется здѣсь навѣрное въ 10 разъ болѣе, нежели сколько опредѣлено развѣдками и ниже сего показано, а именно:

1) Между Михайловкой (Катасонова), Бзовской и Кумшацкимъ до р. Булавина на разстояніи 15 в. въ одномъ только пластѣ опредѣлено 53 милл. пуд. рудъ.
2) Въ Убѣжище, Туткевича, на протяженіи четырехъ верстъ въ трехъ пластахъ опредѣлено до 22 милл. пуд.
3) Въ Волынцовой, кн. Долгорукой, на протяженіи 1,700 саж. въ трехъ пластахъ опредѣлено 18 милл. пудовъ.
4) Въ Гапуровкѣ, Нарневскаго, на протяженіи 560 саж. въ трехъ пластахъ 8 милл. пудовъ.
5) Въ Федоровкѣ на протяженіи 675 саженъ въ трехъ пластахъ 10 милл. пудовъ.
6) Въ Софiевкѣ, Раевской, на протяженіи пяти верстъ, въ четырехъ пластахъ 28 милл. пудовъ (1860 г.).
7) Въ дачахъ казеннаго села Желѣзнаго, на протяженіи шести верстъ, въ шести пластахъ 65 милл. пудовъ.
Всего же опредѣлено 204 милл. пуд., изъ которыхъ при содержаніи рудъ въ З5% можно выплавить 76 милл. пуд. чугуна.

D. Въ вершинахъ р. Міуса и по его притокамъ: Крѣпинькой, Нагольчику и Хрустальной.

Село Ивановка (гг. Лисаневича и Милорадовича),
Христофоровка (Лисаневича),
Мало-Крѣпинской (пос. гр. Платова),
Картушино (Пертиной),
Юськино (Рафаиловка),
Станица Новопавловка,
Скелеватый (пос. княг. Чевчевадзе).

Мѣсторожденія этой третьей группы то же пластовыя, но въ большей части случаевъ слабо наклонныя (отъ 12 — 35°). Здѣсь изслѣдованіями Горныхъ Инженеровъ Войска Донскаго опредѣлены четыре пласта желѣзныхъ рудъ и нѣкоторые изъ нихъ прослѣжены на протяженіи до 60 верстъ. На двухъ изъ этихъ пластовъ были заложены лѣтомъ 66 года развѣдочныя работы въ двухъ мѣстахъ помощію нѣсколькихъ рвовъ и четырехъ шурфовъ, имѣвшихъ глубину отъ 10—17 саж. по направленію паденія пластовъ. Здѣсь руды, то же какъ и въ предыдущемъ случаѣ, (заключаются въ глинистыхъ сланцахъ и сопровождаются тѣми же самыми породами каменноугольной формаціи, съ тою только разницею, что спекающійся уголь группы В. замѣняетъ здѣсь антрацитъ. Толщина рудныхъ пластовъ, состоящихъ изъ глинистаго бураго желѣзняка въ 30 — 45% содержаніемъ, простирается отъ ¾ — 1 аршина. Съ углубленіемъ работъ, сколько замѣчено, ни толщина, ни качество пластовъ замѣтно не измѣняются, и лишь только съ поверхности руды кажутся едва замѣтными, утолщаясь до извѣстнаго предѣла не менѣе какъ на глубинѣ 4 саженъ по направленію паденія пластовъ. Сверхъ этихъ 4 пластовъ, образующихъ здѣсь вмѣстѣ съ прочими пластами каменноугольной формаціи обширную котловину, попадаются (Картушино, Ивановка, Крѣпинькая) на поверхности большіе куски желѣзныхъ рудъ чрезвычайно богатыхъ (50— 60%) и видимо принадлежащихъ другимъ мѣсторожденіямъ, еще не отысканннымъ; въ Картушиной же находили слѣды сыродутныхъ горновъ и признаки древней обработки желѣза, что все вмѣстѣ доказываетъ, что тутъ гдѣ- нибудь залегаютъ еще пласты очень богатыхъ желѣзныхъ рудъ, которыя однѣ только и годились для обработки въ сыродутныхъ горнахъ.

  Какъ и выше было сказано, точныя изслѣдованія въ здѣшней мѣстности ограничивались двумя пунктами; первый изъ нихъ находится близъ поселка Крѣпинькаго (гр. Платова), а второй — близъ поселка Скелеватаго (княг. Чевчевадзе). Какъ въ томъ, такъ и въ другомъ, вслѣдствіе одинаковости мѣстныхъ условій, опредѣлено развѣдками по 8 милл. пудовъ рудъ въ двухъ пластахъ на протяженіи по шести верстъ и на вертикальной глубинѣ 25 саженъ.
Упомянувъ вкратцѣ главнѣйшія желѣзнорудныя мѣсторожденія, мы обратимся теперь къ каменному углю и подраздѣлимъ его то же на четыре группы, изъ коихъ послѣднюю будетъ составлять котловина Грушевскаго рудника.

А. По теченію Кальміуса, отъ вершинъ его до впаденія обѣихъ Волковахъ и по теченію Крынки, начиная отъ устьевъ Булавина.

1) Долынь-Тарама,
2) Бешево,
3) Авдотьино (Мандрыкиной),
4) Софiевка (Цынгери),
5) Лилино (Нестеровой),
6) Григорьевка (Рутченко).
7) Масляникова (Смолянинова),
8) Александровка (кн. П. И. Ливена),
9) Григорьевка (Иловайскаго),
10) Мокѣевка (Иловайскаго),
11) Калиновое (Леонова и Иловайскаго),
12) Зуевка (Иловайскаго),
13) Нижне-Ханжонкова (Нестеровой).

  Изъ этихъ тринадцати мѣсторожденій наиболѣе всѣхъ извѣстно Александровское, гдѣ правильно разрабатывается пластъ превосходнаго, хорошо спекающагося настоящаго металлургическаго угля въ 6 фут. толщиною; а ниже его въ 9-ти саженяхъ лежитъ другой пластъ въ 5 фут. толщиною. Паденіе породъ здѣсь около 25°; притокъ воды незначительный и рудникъ даже въ настоящемъ своемъ положеніи можетъ безъ труда доставлять 1 милл. пудовъ угля въ годъ. Довести здѣсь годовую добычу отъ 3 — 5 милліоновъ пудовъ не представляется никакихъ особыхъ затрудненій; теперь же добывается тутъ угля до 300 т. пуд. въ годъ.

  За этимъ мѣсторожденіемъ слѣдуютъ: Лилино, Григорьевка-Рутченко, Масляникова и Мокѣевка. Каждое изъ нихъ заложено едва ли не на особомъ пластѣ угля, гораздо сильнѣе спекающагося, нежели Александровскій; Мокѣевскій же уголь принадлежитъ уже къ разряду плавкихъ. Толщина этихъ пластовъ отъ 3½ — 5 Фут. и паденіе пологое, не превышающее 22%. Всѣ они очень чисты, но особенно между ними отличается своею чистотою уголь Григорьевскій г. Рутченко. Работы на этихъ четырехъ копяхъ ведутся, хотя и нельзя сказать, чтобы правильныя, но добыча ежегодная доходитъ на каждой изъ нихъ отъ 50 — 100 т. пудовъ.

  Наконецъ, во всѣхъ остальныхъ восьми мѣстностяхъ открыты и частію разрабатываются пласты очень хорошаго сильно спекающагося угля; но по чрезвычайной ограниченности сбыта, работы производятся въ самомъ маломъ размѣрѣ, ограничиваются удовлетвореніемъ мѣстной потребности и ведутся вполнѣ хищнически, до глубины почвенныхъ водъ.

  Такъ какъ составляемая теперь Горными Инженерами геогностическая пластовая карта Донецкаго бассейна еще не окончена, то и нельзя опредѣлить ни порядка напластованія каменноугольныхъ флецовъ, ни самаго числа ихъ; можно только съ увѣренностію сказать, что они здѣсь многочисленны, что толщина ихъ нигдѣ не превышаетъ шести футовъ, что уголь здѣсь принадлежитъ къ разряду спекающихся въ различной степени, и что, наконецъ, онъ содержитъ колчедановъ мало.

В. По теченію рѣки Криваго-Торца и сѣверныхъ его притоковъ, равно какъ по рр. Булавину и Корсунькѣ.

1) Ольховатка,
2) Михайловка (Герсевановой),
3) Убѣжище (Туткевича)
4) Волынцово (княгини Долгорукой),
5) Софiевка (Раевской),
6) Корсунь,
7) Государевъ-Буеракъ,
8) Желѣзное,
9) Щербиновка.

  Во всѣхъ этихъ мѣстахъ, за исключеніемъ Желѣзнаго и Щербиновки, добычи угля, даже и хищнической, не существуетъ; но за то мѣстность эта наиболѣе другихъ развѣдана и изслѣдована геогностически. Чрезъ всѣ упомянутые пункты проходитъ и тянется, около 40 верстъ, цѣлая и непрерывная свита пластовъ каменнаго угля, которые наиболѣе отчетливо обнаруживаются на Желѣзнянской дачѣ, гдѣ они не только какъ должно развѣданы, но и дѣятельно (хотя, впрочемъ, хищнически) разрабатываются крестьянами. Вся система здѣшнихъ пластовъ имѣетъ положеніе, близкое къ вертикальному, и, не считая пропластковъ, не заслуживающихъ разработки, состоитъ изъ семи пластовъ спекающагося, но не кузнечнаго угля, заключающаго около 3% процентовъ золы и небольшое количество сѣры. Если провести линію въ крестъ общаго направленія этой свиты пластовъ, то она, на протяженіи около 800 саж., пересѣчетъ семь пластовъ угля и столько же пластовъ желѣзныхъ рудъ, равно какъ нѣсколько пластовъ известковаго камня, употребляемаго въ примѣсь къ рудамъ при выплавкѣ чугуна. Общая толщина всѣхъ семи пластовъ угля, измѣняясь между 1¾ и 2¼ аршинами, составляетъ 4⅓ сажени. Поэтому, ежели бы случилось гдѣ-нибудь заложить обширныя работы для добычи угля и выработать на глубину лишь 60-ти саженъ только 6-ти-верстное протяженіе упомянутыхъ здѣсь угольныхъ пластовъ; то, предполагая вѣсъ кубической сажени угля въ мѣсторожденіи въ 700 пудовъ, можно было бы тутъ добыть болѣе 400 милліоновъ пудовъ угля. Этотъ уголь, добываемый здѣсь крестьянами, продается на мѣстѣ по 2½ коп за пудъ.

С. Въ вершинахъ р. Міуса и по его притокамъ — Крѣпинькой, Нагольчику и Хрустальной.

  Горные инженеры Донскаго Войска, составившіе геогностическую карту этой мѣстности, опредѣлили здѣсь, въ отдѣльной котловинѣ, 25 пластовъ антрацита, изъ коихъ 11, по малой толщинѣ своей, едва ли заслуживаютъ разработки; но за то

7 пластовъ имѣютъ толщину отъ 3/4 до 1 арш.
2 пласта „ „ „1 — 1 арш. 6 в.
3 „ „ .. „ въ 1½ арш.
2 „ „ „ „ въ 2 арш.

  Большихъ антрацитовыхъ копей не существуетъ здѣсь вовсе; но малыхъ работъ довольно много, и нѣкоторыя изъ нихъ заложены на глубинѣ до 20 саженъ. Такъ какъ наибольшее число добываемаго антрацита извлекается изъ глубины дить пока нельзя. Основываясь же на томъ общемъ правилѣ, что всѣ маломощные пласты угля бываютъ наиболѣе чисты, можно допустить съ основательностію, что качества здѣшнихъ антрацитовъ хороши, какъ это и подтверждается до нѣкоторой степени болѣе значительными разработками у гг. Лисаневича и Платова, и въ особенности у княгини Чевчевадзе, въ ея поселкѣ, Скелеватомъ, гдѣ разрабатывается на 22 саженяхъ пластъ антрацита въ 1½ арш. толщиною, отличающійся особенною плотностью, раковистымъ изломомъ, бронзовымъ цвѣтомъ и совершеннымь почти отсутствіемъ колчедановъ. Точно на такомъ антрацитѣ въ Пенсильваніи дѣйствуетъ огромное количество доменныхъ печей, и такъ какъ руды при этомъ тоже очень чисты, то получаемый чугунъ достоинствомъ своимъ нисколько не уступаетъ древесноугольному. Посему у насъ въ этихъ мѣстахъ, кажется, было бы очень выгодно завести выплавку чугуна и получаемый металлъ тутъ же передѣлывать въ Бессемерову сталь, а можетъ быть даже и въ рельсы изъ этой стали.

Въ этой котловинѣ существуютъ дѣйствующія копи гг.

Булацеля (Мал. Николаевка),
Милорадовича (Хрустальное),
Лисаневича (Христофоровка),
Бокова,
Бобрикова,
Платова (Крѣпинькое),
Чавчевадзе (Скелеватое или Княгиневка),
Фитингофа (Красный Кутъ),
Цеймерна и другихъ.

D. Грушевскій антрацитовый бассейнъ занимаетъ самую восточную часть Донецкой каменноугольной формаціи и лежитъ на Сѣверъ отъ города Новочеркасска въ 85 верстахъ. Здѣсь находятся два пласта превосходнаго антрацита, имѣющаго пологое паденіе и толщину отъ 1 — 1½ аршинъ. По значительной чистотѣ своей и по отличному сопротивленію атмосферному вывѣтриванію, антрацитъ этотъ долженъ быть причисленъ къ числу наиболѣе цѣнныхъ горючихъ матеріяловъ, тѣмъ болѣе, что горитъ безъ дыма и при употребленіи на пароходахъ хорошъ еще тѣмъ, что занимаетъ мало мѣста. Всѣ эти качества, вмѣстѣ взятыя, равно какъ легкость первоначальной добычи, при малой затратѣ капитала и значительная потребность въ топливѣ, — быстро развили на Грушевкѣ довольно обширную разработку копей, изъ которыхъ, хотя и не хозяйственнымъ (въ горномъ смыслѣ) способомъ, добывается болѣе 5 милл. пудовъ антрацита ежегодно. Когда же въ послѣднее время потребность антрацита увеличилась, а близкая къ поверхности добыча, за выработкою выходовъ пластовъ, стала невозможна, и когда понадобилось, углубивши работы до 40 и болѣе саженъ, отливать изъ выработокъ воду, чего прежде почти не было, тогда, съ одной стороны, само Управленіе Войска Донскаго, а съ другой — Общество пароходства и торговли, рѣшились пожертвовать значительными издержками для закладки работъ на большей глубинѣ и для установа сильныхъ водоотливныхъ машинъ, при помощи и содѣйствіи которыхъ въ самомъ непродолжительномъ времени можно будетъ не только увеличить по крайней мѣрѣ вдвое или втрое производительность Грушевскихъ копей, но и понизить, съ тѣмъ вмѣстѣ, продажную стоимость антрацита. А это послѣднее обстоятельство окажетъ, въ свою очередь, огромное вліяніе на распространеніе антрацита по Волгѣ и по сѣвернымъ безлѣснымъ губерніямъ, не исключая, можетъ быть, даже и Москвы. Таковое предположеніе сбудется тѣмъ скорѣе и легче, чѣмъ скорѣе желѣзная дорога изъ Козлова пройдетъ чрезъ Воронежъ на Грушевку.

Въ видѣ краткаго дополненія о богатствахъ Донецкаго кряжа, скажемъ нѣсколько словъ о нѣкоторыхъ другихъ мѣсторожденіяхъ.

Каолинъ или огнепостоянная глина, пригодная не только для выдѣлки огнеупорнаго кирпича, но и для фарфоровой посуды, находится:

a) На границахъ Александровскаго уѣзда съ Павлоградскимъ, къ ю.-з. отъ впаденія р. Верхней Терсы въ р. Волчью, близъ села Григорьевки.
b) Къ сѣверу, въ шести верстахъ отъ села Царе-Константиновскаго, близъ селенія Гайчулъ.
c) Но р. Сухой-Конской, близъ селенія Веселаго.
d) По р. Сухой-Конской, близъ села Воскресенскаго.
e) По р. Сухой-Конской, близъ селенія Пологи.
f) По р. Сухой-Волновахѣ, близъ села Новотроицкаго.

Гипсъ или алебастръ огромною сплошною массою, отъ
3 — 4 саженъ толщиною, обнаруживается и добывается въ пяти верстахъ по дорогѣ изъ села Никитовки въ г. Бахмутъ, равнымъ образомъ и въ окрестностяхъ самаго Бахмута. На мѣстѣ добычи продается но 1 коп. за пудъ.

Серебросвинцовыя руды въ глинистыхъ сланцахъ около селенія Есауловки и къ югу отъ него, гдѣ эти сланцы чрезвычайно развиты.

Источники поваренной соли — въ Славянскѣ, гдѣ и существуютъ соловаренные заводы, и въ Бахмутѣ, гдѣ они существовили около сорока лѣтъ тому назадъ.

Отличнаго качества жерновые камни — въ Бѣлокалитвянской станицѣ, въ Волынцовой, въ селѣ Скотоватомъ и въ другихъ мѣстахъ. Пара жернововъ осьмерикъ продается на мѣстѣ около 100 рублей.

О строильныхъ и известковыхъ камняхъ мы здѣсь не упоминаемъ, по чрезвычайному въ нихъ богатству и разнообразію.

Объ устройствѣ на югѣ Россіи обширныхъ угольныхъ копей и желѣзныхъ заводовъ.

  Описавъ, или, лучше сказать, поименовавъ кратко многочисленныя мѣсторожденія желѣзныхъ рудъ, каменнаго угля и антрацита, мы такъ же кратко укажемъ теперь тотъ путь, слѣдуя которому можно было бы, но нашему мнѣнію, извлечь
изъ всѣхъ этихъ минеральныхъ богатствъ огромную пользу не только для одного Новороссійскаго края, но и для всей имперіи.


  Желѣзная дорога, строющаяся теперь отъ Москвы до Курска, не далѣе, какъ года черезъ три, будетъ, вѣроятно, окончена. Столь же скоро мы имѣемъ право ожидать окончанія дороги между Курскомъ и Кіевомъ, и совершенно увѣрены, что даже прежде окончанія этихъ двухъ линій правительство озаботится постройкою линіи изъ Курска, черезъ Харьковъ, къ Азовскому морю, да сверхъ того, можетъ быть рѣшено будетъ провести желѣзную линію отъ Грушевскихъ копей на Западъ, вдоль всего каменноугольнаго образованія и упереть ее или въ дорогу Харьковско-Азовскую, или въ одинъ изъ городовъ на среднемъ Днѣпрѣ, т. е. Александровскъ, либо Екатеринославъ. Съ другой стороны, такъ какъ на Козловско-Воронежскую линію концессія уже состоялась и какъ отъ Воронежа до Грушевки будетъ около 400 верстъ, то, построивъ дорогу на этомъ разстояніи (что весьма вѣроятно), мы имѣли бы тогда отъ Москвы на Югъ Россіи два желѣзныхъ пути; изъ коихъ одинъ шелъ бы, черезъ Воронежъ, на Черкасокъ и Ростовъ, а другой, черезъ Харьковъ, на Таганрогъ или Маріуполь. Какъ по Харьковской, такъ равно и по Воронежской линіямъ, могли бы идти на Сѣверъ огромныя массы каменнаго угля, кокса и антрацита, необходимыя какъ для дѣйствія самыхъ желѣзныхъ дорогъ, такъ равно для разныхъ заводовъ, Фабрикъ и отопленія зданій. По линіи же Грушевско-Днѣпровской, поперечной дорогѣ Харьковско-Азовской, пошли бы грузы антрацита на Днѣпръ, для тамошнихъ дорогъ и фабрикъ. Положеніе этихъ линій ясно обозначаетъ тѣ пункты каменоугольнаго бассейна, которые, по своей близости къ желѣзнымъ дорогамъ, могутъ скорѣе всѣхъ прочихъ сдѣлаться большими центрами каменноугольной дѣятельности. Эти пункты суть тѣ, гдѣ хорошій антрацитъ или каменный уголь находятся не только въ близкомъ сосѣдствѣ желѣзной дороги, но и занимаютъ положеніе наиболѣе близкое къ Харькову или Воронежу: чѣмъ копи угольныя будутъ заложены ближе къ этимъ городамъ, тѣмъ дешевле можетъ продаваться на Сѣверѣ добываемый въ этихъ копяхъ антрацитъ и уголь. Мы поэтому думаемъ, что для линіи Воронежско-Грушевской антрацитъ долго не будетъ имѣть себѣ соперниковъ, потому что 60 пудовъ его, замѣняющіе собою кубическую сажень дровъ должны обходиться (* За перевозку 1 п. антрацита, угля и кокса по желѣзной дорогѣ, на 100 верстъ, мы принимаемъ тарифъ по 2½ коп., а цѣну на мѣстѣ полагаемъ— антрацитъ и уголь по 4 коп., коксъ — по 7 коп.): въ Воронежѣ до 10 р. 40 коп., въ Рязани — 14 р., въ Москвѣ — 17 руб. Сбытъ антрацита на Волгу и въ Азовское море неминуемо увеличится, если при уменьшеніи расходовъ добычи усовершенствуются способы доставки. Относительно линіи Харьковско-Азовской мы, съ полною увѣренностію въ нашихъ словахъ, скажемъ, что Желѣзнянское и ближайшія къ нему мѣсторожденія угля до тѣхъ поръ не потерпятъ себѣ, въ направленіи къ Харькову, никакой конкурренціи въ торговлѣ углемъ, пока онѣ или совсѣмъ не истощатся (чего ждать очень долго), или добровольно не уступятъ эту промышленность другимъ мѣстностямъ, поставленнымъ въ условія менѣе выгодныя. Мы убѣждены, что 70 пудовъ желѣзнянскаго угля, замѣняющаго собою 1 куб. саж. дровъ, съ выгодою для владѣльца копи, могутъ продаваться: въ Харьковѣ за 7 руб., а коксъ—9 руб.; въ Курскѣ — 10 р. 50 к., коксъ — 12 р. 60 к.; въ Орлѣ — 13 р., коксъ— 15 р. 20 к. и въ Москвѣ — 19 р. 40 к., коксъ — 21 р. 45 к.

  По линіи Грушевско-Екатеринославской, идущей вдоль каменноугольнаго бассейна, съ Востока на Западъ, кромѣ Грушевки и Желѣзнаго, находились бы, но всей вѣроятности, слѣдующія копи угля: Щербиновскія, Черпухинскія, гг. Модзолевскаго, Раевской, Долгорукой, Туткевича, Герсевановой; копи антрацита: гг. Фитингофа, Булацеля, Лисаневича, Милорадовича, Яновской, Чевчевадзе и многихъ другихъ. Но здѣсь нельзя не замѣтить, что спекающійся уголь съ этихъ копей трудно будетъ сбывать на Харьковскую линію или на Днѣпръ, прежде нежели не истощатся желѣзнянскія копи, либо не увеличится запросъ на уголь въ такой степени, что копь эта не въ состояніи будетъ его удовлетворить. Относительно же сбыта антрацита, мы полагаемъ, что при существованіи Грушевско-Днѣпровской дороги и при спросѣ антрацита къ Днѣпру, этотъ матеріалъ пойдетъ туда съ копей: Городища, Ивановки и Новопавловки, а отнюдь не съ Грушевки, отстоящей верстъ на полтораста далѣе къ Востоку. Здѣсь кстати еще замѣтимъ, что во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, гдѣ будетъ требоваться на Сѣверъ уголь кусковой, пламенный и слабо спекающійся, —во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, думаемъ мы, неоспоримое преимущество постоянно и надолго останется за углемъ александровскимъ, князя Ливена, не смотря даже на то, что копь эта, отстоя отъ желѣзнянской далѣе къ Югу, не менѣе 35 верстъ, будетъ поставлять свой уголь, напримѣръ, въ Харьковъ около 1 копѣйки за пудъ дороже желѣзнянскаго.

  Предугадать и хотя приблизительно опредѣлить могущую въ скоромъ времени развиться потребность каменнаго угля и антрацита, при содѣйствіи упомянутыхъ нами желѣзныхъ дорогъ, совершенно невозможно. Однако, зная до какой степени оскудѣли лѣса въ губерніяхъ Полтавской, Харьковской, Воронежской, Тамбовской, Курской и Орловской и принимая въ соображеніе дальнѣйшее истребленіе лѣса при постройкѣ самыхъ дорогъ, а вслѣдъ затѣмъ потребность топлива при ихъ эксплуатаціи, — принимая все это въ соображеніе, говоримъ мы, — безъ опасенія впасть въ ошибку, можно разсчитывать на сбытъ внутрь Россіи минеральнаго топлива въ первое же время цѣлыми десятками милліоновъ пудовъ; а это одно уже въ состояніи не только поддержать дѣятельное движеніе по рельсовымъ путямъ, но и сильно подвинуть нашу каменноугольную промышленность.

  Другой не менѣе важный возбудитель каменноугольной промышленности, а съ нею и благосостоянія края—есть основаніе самостоятельнаго желѣзнаго производства. Выплавка чугуна и выдѣла желѣза, соединенная со всѣми прикосновенными къ ней операціями, требуетъ огромное количество каменнаго угля, а именно: для полученія, напримѣръ, одного милліона пудовъ желѣза въ видѣ рельсовъ надобно употребить на всѣ процессы, начиная отъ добычи и обжиганія рудъ, не менѣе 9 милл. пудовъ каменнаго угля, а рудъ желѣзныхъ отъ 35 — 40% содержаніемъ — около 4 милл. пудовъ. Эти цифры даютъ намъ между прочимъ одно изъ главнѣйшихъ указаній, которымъ должно руководствоваться при выборѣ мѣстности для закладки завода. Ясно, что если бы руды и уголь не находились вмѣстѣ, то заводъ преимущественно надобно ставить вблизи угля, что справедливо еще болѣе и потому, что угольныя мѣсторожденія вообще болѣе прочны и постоянны, чѣмъ рудныя, разбросанныя часто въ мѣстностяхъ другъ отъ друга довольно удаленныхъ. Считая для завода удобство сообщеній условіемъ очень важнымъ мы полагаемъ, что вслѣдъ за удобствомъ положенія завода относительно рудъ и угля, должно наибольшее вниманіе обращать на возможную близость завода къ желѣзной дорогѣ; и чѣмъ заводъ будетъ обширнѣе, тѣмъ условіе это становится важнѣе. Прочія условія, принимаемыя въ соображеніе при выборѣ мѣста для завода, какъ-то: близость воды, присутствіе большаго населеннаго мѣста и проч., имѣютъ на рѣшеніе вопроса вліяніе второстепенное, потому что всѣ расходы, сопряженные напримѣръ съ проводомъ воды, хотя бы и издалека, или съ постройкою жилыхъ помѣщеній, суть расходы единовременные, а не постоянные, какъ ежедневная перевозка болѣе или менѣе значительныя, разстоянія громадныхъ грузовъ рудъ и угля.

  Высказавъ главныя основанія для выбора подъ заводы мѣста, мы поименуемъ теперь нѣсколько такихъ пунктовъ, на которыхъ, вслѣдствіе близкаго нашего знакомства съ мѣстностью, мы увѣрены, съ выгодою можно было бы устроить обширные чугунноплавилъные и желѣзные заводы:

1) Селеніе Долынъ-Тарама. въ 90 верстахъ на Сѣверъ отъ Маріуполя. Здѣсь отысканы полого падающіе пласты спекающагося каменнаго угля. Руды отличнаго качества могутъ быть сюда доставляемы изъ окрестностей Стилы, Каракубы, Новониколаевки, Новотроицка и Авдотьина изъ разстоянія отъ 15 до 25 верстъ. Заводъ можетъ быть заложенъ на р. Сухой-Волновахѣ при устьѣ рѣчки Тарамы, въ 4½ верстъ ниже селенія, имѣющаго не менѣе 1,000 душъ, въ разстояніи около 3 верстъ отъ угольной копи и не далѣе 10 верстъ отъ желѣзной дороги, если она пойдетъ изъ Харькова на Маріуполь по правому берегу Кальміуса.

2) Село Александровка, князя П. И. Ливена. Заводъ можетъ быть поставленъ не далѣе 1 версты отъ угольной копи и, независимо отъ 3 пластовъ мѣстныхъ рудъ, можетъ быть дешево снабжаемъ рудами съ Юга и съ Сѣвера, если изъ Харькова пройдетъ на Маріуполь желѣзная дорога, которой линія проэктирована отъ Александровки не далѣе 6 верстъ. Село очень значительно и удобно для первоначальнаго размѣщенія рабочихъ. Кромѣ того, на первое время, вмѣсто закладки своей собственной копи, заводъ можетъ снабжаться углемъ отъ арендатора князя Ливена — купца Иванова, по цѣнѣ довольно умѣренной.

3) Село Мокѣевка, И. Г. Иловайскаго. Близъ него разрабатывается двухаршинный пластъ сильно спекающагося угля и есть въ окрестностяхъ небольшія залежи рудъ. Кромѣ того, на ЮЗ., въ 50 верстахъ при дер. Амвросіевкѣ, залегаетъ обширное довольно мѣсторожденіе очень хорошихъ рудъ, а рудные пласты Орлова, Кумшацкаго, Бзовской, Катасонова, Туткевича, кн. Долгорукой и Гаевской находятся отсюда въ 30 и 35 верстахъ; наконецъ, пласты Желѣзнянскіе, могущіе одни доставить до 70 милл. пуд. руды, лежатъ отъ Мокѣевки прямо на Сѣверъ въ 43 верстахъ и притомъ такъ, что при существованіи желѣзной дороги на Таганрогъ — перевозка этихъ рудъ на первыя 30 верстъ можетъ производиться по этой дорогѣ. Селеніе Мокѣевка тоже очень значительно.

4) Село Зуевка, И. Г. Иловайскаго. Въ 6 верстахъ на Западъ отъ села находится двухаршинный пластъ угля, на необходимо потребуется провести сюда воду изъ р. Крынки помощью подъемныхъ трубъ на разстояніе около 4 верстъ и на высоту около 40 саженъ. Вслѣдствіе значительнаго разстоянія отъ села, неизбѣжна немедленная постройка помѣщеній для рабочихъ и служащихъ. Что же касается до рудъ, то хотя ихъ здѣсь пока и не отыскано, но мѣсторожденіе Амвросіевское лежитъ отъ Зуевки въ 25 верстахъ, Орловское въ 10, Кумшацкаго, Бзовской и Катасонова въ 17, кн. Долгорукой и Туткевича въ 23 верстахъ, изъ коихъ первыя 30 верстъ приходятся по желѣзной дорогѣ на Таганрогъ.

5) Селеніе Нижняя-Ханжонкова, А. Г. Нестеровой. Въ самомъ селеніи разрабатываются крестьянами трехфутовые пласты спекающагося и чистаго каменнаго угля. Р. Крынка представляетъ обильный запасъ воды; селеніе очень обширно и заводъ можетъ быть заложенъ почти смежно съ нимъ. Отъ копи до завода разстояніе не можетъ быть болѣе 1½ или 2 верстъ. Удаленіе завода отъ Харьковско-Таганрогской желѣзной дороги не превышаетъ 7 верстъ. Желѣзные рудники, имѣющіе для этой мѣстности значеніе, лежать отъ нея въ слѣдующемъ разстояніи:

Орловка . . 14 в. Туткевича . . . . 18 в.
Катасонова ... 18 ,, Модзолевскаго. . . 25 „
Кумшацкаго . . . 15 „ Государевъ-Буеракъ 25 ,,
Бзовской .... 15 „ Никитовка .... 40 „
Кн. Долгорукой. . 18 ,, Желѣзное .... 35 „

При этомъ Никитовскія и Желѣзнянскія руды пошли бы 30 верстъ по желѣзной дорогѣ.

6) Поселокъ Малокрѣпинскій, графа Платова. Здѣсь, кромѣ двухъ пластовъ антрацита въ 12 вершковъ толщиною, есть еще пологій пластъ антрацита же толщиною въ 6 четвертей, на которомъ вымежевано въ Войсковую собственность два участка по 200 десятинъ по обѣ стороны рѣчки Крѣпинькой, впадающей въ р. Міусъ. Каждый изъ этихъ участковъ заключаетъ въ себѣ антрацита не менѣе 150 милл. пудовъ. Здѣсь въ разстояніи отъ 1 — 1¼ верстъ проходятъ два пласта желѣзныхъ рудъ, которые, при толщинѣ ихъ въ
1 арш. и при разработкѣ обоихъ пластовъ на глубину 25 саж., а по простиранію на 6 верстъ, должны доставить не менѣе 80 мил пудовъ руды, не говоря уже о томъ, что къ Сѣверу отъ этой мѣстности въ 3 верстахъ и къ Югу не болѣе 5 верстъ проходитъ еще по одному пласту желѣзныхъ рудъ стоющихъ разработки. Если бы съ Грушевки прошла желѣзная дорога на Днѣпръ, то отъ этой линіи означенная мѣстность находилась бы только въ разстояніи около 9 верстъ.

7) Въ 9 верстахъ на ЮЗ. отъ большаго села Ивановки находится принадлежащій г-ну Лисаневичу поселокъ Христофоровка. Здѣсь разрабатывается штольною хорошій пластъ антрацита въ 5 четвертей толщиною и, при паденіи 16°, занимая обширное протяженіе, можетъ надолго обезпечить дѣйствіе весьма большаго завода. Въ сѣверо-восточномъ направленіи отъ удобнаго для завода мѣста, въ разстояніи отъ 1½ до 5 верстъ проходятъ три изъ упомянутыхъ выше сего пластовъ желѣзныхъ рудъ, откуда въ теченіе по крайней мѣрѣ 50 лѣтъ можно смѣло добывать по 2 мил. пудовъ ежегодно. Отъ желѣзной дороги Грушевско-Днѣпровской мѣстность эта отстояла бы не далѣе 6 верстъ; а отъ угольной копи отъ 1 — 2½ верстъ. Воды, посредствомъ хорошей запруды, можно скопить очень много.

8) Къ Сѣверо-Востоку отъ села Ивановки, не далѣе 6 верстъ, заложена добыча антрацита на 5 четвертномъ пластѣ, въ дачахъ сел. Малой-Николаевки г. Булацеля. Заводъ можетъ быть построенъ на р. Ольховой, въ разстояніи около
2 верстъ отъ копи. Поименованные сейчасъ три пласта желѣзныхъ рудъ отстояли бы отъ завода въ 18 — 22 верстъ, а линія желѣзной дороги Грушевско-Днѣпровской проходила бы отъ завода примѣрно въ 10 верстахъ.

9) Княгиня Чевчевадзе въ поселкѣ ея Скелеватомъ на. р. Хрустальной владѣетъ пластомъ антрацита въ 6 четв. толщиною, превосходнаго качества и очень схожаго съ тѣмъ, который употребляется въ Пенсильваніи для выплавки чугуна, ни чѣмъ не уступающаго древесноугольному. Отъ этой копи (теперь уже въ маломъ видѣ разрабатываемой) къ Югу и къ Сѣверу, въ разстояніи отъ 2 — 4 верстъ проходятъ тѣ же самые пласты желѣзныхъ рудъ, о которыхъ упомянуто было выше. Заводъ можетъ быть заложенъ отъ копи не далѣе 1½ верстъ, на рѣкѣ Міусѣ и отстоялъ бы отъ Грушевско-Днѣпровской дороги около 13 верстъ.
Всѣ мѣстности, поименованныя подъ нумерами 6, 7, 8 и 9, имѣя копи антрацита, могли бы, но нашему мнѣнію, съ величайшею пользою послужить для устройства на нихъ такихъ заводовъ, гдѣ бы очень легко и выгодно было ввести способъ Бессемера, который, при настоящемъ своемъ усовершенствованіи, во многихъ случаяхъ скоро долженъ вытѣснить собою пудлингованіе.

10) Близъ селенія Волынцово, княгини М. А. Долгорукой, есть нѣсколько очень хорошихъ пластовъ спекающагося каменнаго угля, по близости которыхъ на р. Булавинѣ, въ разстояніи отъ 2—3 вер., можно было бы заложить чугуноплавильный и пудлинговый заводъ, продовольствуя его рудами изъ мѣсторожденій кн. Долгорукой, Туткевича, Бзовской, Кумшацкаго, Катасонова, Модзолевскаго и другихъ, которыя отстояли бы отъ завода въ 3, 5, 7. 10 и 15 верстахъ. Заводъ этотъ, заложенный вблизи селенія Волынцова, отстоялъ бы отъ желѣзной дороги Грушевско-Днѣпровской верстахъ въ 15, а отъ Харьковско-Азовской не далѣе 8 верстъ. Наконецъ,

11) Въ дачахъ казеннаго села Желѣзнаго, тамъ, гдѣ неизбѣжно должны проходить какъ Грушевско-Днѣпровская, такъ и Харьковско-Азовская линіи (независимо отъ направленія сей послѣдней на Таганрогъ или Маріуполь), проходятъ такъ же на 7 пластовъ спекающагося каменнаго угля толщиною отъ 7 — 9 четвертей и 7 пластовъ желѣзныхъ рудъ отъ 10—20 вершковъ толщиною. На шести-верстномъ протяженіи всѣхъ этихъ пластовъ заключается угля на глубинѣ на глубинѣ 25 саж. — до 70 милл. пудовъ. Вся эта свита пластовъ, рудъ и угля, заключающая въ себѣ кромѣ того еще и пласты известняка, могла бы разрабатываться изъ одной общей копи, а заводъ можно было бы поставить не только возлѣ самой желѣзной дороги, но вмѣстѣ съ тѣмъ и на рудникѣ, такъ что руды, флюсъ и горючій матеріалъ не требовали бы никакой перевозки. Такъ какъ угля здѣсь очень много и качества его превосходны и какъ въ то же время мѣсторожденіе это по линіи дороги есть ближайшее къ Харькову и ко всѣмъ сѣвернымъ губерніямъ, то отсюда можно было бы снабжать углемъ и коксомъ желѣзныя дороги. Въ случаѣ же чрезвычайнаго здѣсь развитія выплавки чугуна, можно, кромѣ мѣстныхъ рудъ, пользоваться рудами изъ Стилы, Каракубы, Новотроицка и проч., доставляя ихъ дешево по желѣзной дорогѣ (если бы она туда направлялась), и, кромѣ того, доставлять дешево руды отъ Раевской—10 в., кн. Долгорукой— 15 в., Туткевича —18 в., Кумшацкаго—18 в., Бзовской—18 в., изъ дачь села Государевъ-Буеракъ — 7 в., и изъ дачъ села Никитовки—6 верстъ. Единственное неудобство этой мѣстности заключается въ необходимости устроить водопроводъ, который доставлялъ бы на заводъ воду изъ р. Торца, по трубамъ длиною около 15 верстъ, для чего по разсчету надобно паровую машину въ 45 силъ. Но если принять въ соображеніе, что при выдѣлкѣ, напримѣръ, 500,000 пуд. желѣза, потребовалось бы перевозить ежегодно угля, рудъ и флюсовъ не менѣе 7 милліоновъ пудовъ, что при среднемъ удаленіи этихъ матеріаловъ въ 5 только верстъ, это стоило бы ежегодно никакъ не менѣе (по ⅓ коп. съ пуда) 23,000 рублей, то, конечно, всякій легко согласится съ тѣмъ, что гораздо выгоднѣе выстроить единовременно водопроводъ, нежели на сколько бы то ни было удалиться отъ главныхъ матеріяловъ. Засимъ, о выгодахъ ближайшаго сосѣдства подобнаго завода съ желѣзною дорогою мы распространяться не будемъ.

Способъ осуществленія предпріятія.

  Теперь мы перейдемъ къ послѣднему вопросу, наиболѣе щекотливому и затруднительному, а именно къ тому, какимъ образомъ можно было бы водворить у насъ на Югѣ самостоятельное желѣзное производство, а такъ же обширную и правильную добычу антрацита и каменнаго угля.

  Мы не будемъ усиливаться доказывать, что дѣло водворенія и развитія какой-либо промышленности можетъ удачно идти и дать благотворные результаты только въ томъ случаѣ, когда успѣху его равно будутъ сочувствовать и правительство и общество, и когда они для достиженія предположенной цѣли дружно соединятъ общія свои усилія. Нѣтъ такъ же, кажется, надобности доказывать, что главная роль правительства въ дѣлѣ развитія промышленности заключается не въ томъ, чтобы заниматься ею лично и непосредственно, а напротивъ въ томъ, чтобы, во-первыхъ, освободить промышленность отъ всякихъ вредныхъ ей стѣсненій, во-вторыхъ, оградить ее отъ упадка и вреднаго соперничества соотвѣтствующими законодательными мѣрами, и въ-третьихъ, наконецъ, не отказывать ей, въ извѣстныхъ случаяхъ, въ денежной и матеріяльной помощи, безъ которыхъ иногда нѣтъ никакой возможности разшевелить дремлющую предпріимчивость нашихъ капиталистовъ.

  Въ дѣлѣ развитія въ Южной Россіи желѣзнаго производства, правительство наше руководилось до сихъ поръ, по- видимому, тѣмъ понятіемъ, что такъ какъ капиталисты наши мало знакомы вообще съ желѣзнымъ дѣломъ, относятся къ нему слишкомъ боязливо и нерѣшительно, то администрація, такъ сказать, поневолѣ обязана была принять въ этомъ дѣлѣ на себя роль фабриканта, и путемъ многочисленныхъ болѣе или менѣе удачныхъ начинаній возбудить въ обществѣ подражательность. Попытки правительства завести на Югѣ Россіи самостоятельное желѣзное производство продолжаются уже болѣе 30 лѣтъ, и хотя нельзя не отдать имъ той справедливости, что онѣ во многомъ были для насъ восьма полезны, особенно по вопросу раскрытія и изслѣдованія, минеральныхъ богатствъ края; но, съ другой стороны, мы думаемъ, что дѣло развитія желѣзнаго промысла пошло бы у насъ гораздо быстрѣе и правильнѣе, если бы правительство наше, обыкновенно столь внимательное ко всѣмъ народнымъ потребностямъ, предложило бы частнымъ предпринимателямъ пособія своихъ обширныхъ средствъ и кредита, и оказало бы дѣятельное сочувствіе къ учрежденію на Югѣ Россіи частнаго желѣзнаго промысла. Что же касается до какихъ бы то ни было въ этомъ дѣлѣ опытовъ и испытаній, то мы полагаемъ, что такъ какъ желѣзная промышленость, получивъ на западѣ Европы огромное развитіе, сдѣлалась производствомъ вполнѣ извѣстнымъ и научно разработаннымъ и такъ какъ мѣстныя условія Донецкаго бассейна имѣютъ во многомъ полнѣйшее сходство съ нѣкоторыми мѣстами Бельгіи и Сѣверной Англіи, гдѣ желѣзное дѣло существуетъ въ огромномъ развитіи, то для прочнаго, быстраго и дешеваго водворенія у насъ этой отрасли народнаго хозяйства нѣтъ ни малѣйшей надобности задаваться рѣшеніемъ какихъ- либо новыхъ вопросовъ, а слѣдуетъ попросту воспользоваться фактами, добытыми опытностью Запада, и усвоить себѣ полученные тамъ выводы, не дѣлая по возможности никакихъ отступленій. Намъ говорятъ иногда, что промышленность возбуждать искусственными мѣрами не нужно, что субсидіи и гарантіи вредны и что производство возникаетъ само собою, когда явится потребность. Но на это мы отвѣчали и отвѣтимъ теперь, что желѣзная промышленность вездѣ (кромѣ развѣ только Соединенныхъ Штатовъ) возникла и усилилась только при сильной матеріальной поддержкѣ правительства, и во-вторыхъ, что потребность въ желѣзѣ можетъ еще долго не обнаружиться, пока при всякой концессіи на постройку желѣзныхъ дорогъ будутъ, въ видѣ исключенія, дозволять безпошлинный ввозъ изъ-за границы чугуна и желѣза во всѣхъ видахъ.

  Опредѣляя размѣры будущаго завода, мы имѣли въ виду: съ одной стороны, задолженіе возможно меньшаго капитала, который по этому не слишкомъ трудно было бы отыскать, а съ другой—годовую производительность столь значительную, чтобы накладные расходы производства, представляющіе собою цифру довольно постоянную, выражались бы процентомъ не слишкомъ высокимъ въ отношеніи къ цеховой стоимости издѣлія. На этихъ основаніяхъ мы приняли годовую производительность завода въ 500,000 пудовъ желѣза или рельсовъ. По смѣтамъ и соображеніямъ, предварительно нами сдѣланнымъ, оказывается слѣдующее:

Угля каменнаго, способнаго давать 55% кокса понадобится на все заводское дѣйствіе, равно какъ на рудникѣ, при цехахъ вспомогательныхъ и на отопленіе .... 4.500,000 пуд.
Рудъ желѣзныхъ содержащихъ въ плавкѣ въ 35% .... 2.143,000 „
Флюса известковаго .... 642,000 „
Выплавлять ежегодно чугуна .... 750,000 „
Задолжить рабочихъ на угольной копи и при заводѣ, не считая однако добычи и перевозки рудъ .... 1,100 чел.
На все устройство угольной копи и завода понадобится употребить расходовъ .... 850,000 руб.
Сверхъ того, надобно задолжить въ видѣ оборотнаго капитала на годовое дѣйствіе завода, считая въ томъ числѣ и 55,000 руб. накладныхъ расходовъ .... 500.000 „
Итого расходовъ .... 1.350,000 руб.

  Рельсы или желѣзо должны обходиться всѣми расходами не дороже 1 рубля за пудъ; а такъ какъ продажная цѣна желѣза въ Новороссійскомъ краѣ не бываетъ менѣе 1р. 70 коп., за самые простые сорта, то, кажется, безъ всякой натяжки можно принять намъ продажную цѣну всего вообще желѣза въ 1 р. 40 коп. за пудъ, такъ что при выдѣлкѣ
500.000 пудовъ, заводъ долженъ давать чистаго барыша
200.000 рублей; а это, но отношенію ко всему затраченному капиталу въ 1.350,000 руб., будетъ представлять дивидендъ въ 14,8 процентовъ.

  Выводъ этотъ, конечно, довольно скроменъ; но мы обязаны сказать здѣсь, что всѣ числа, принятыя нами въ разсчетахъ, взяты далеко не самыя выгодныя. Это мы сдѣлали затѣмъ, чтобы избѣжать вредныхъ преувеличеній и не завлекать участія публики блестящими обѣщаніями. Но здѣсь же обязанностію своею считаемъ сказать, что при производствѣ правильно установленномъ и добросовѣстно веденномъ, дивидендъ въ 15% можно смѣло считать за наименьшій.

  О развитіи собственно каменноугольной промышленности, т. е. о добычѣ и продажѣ каменнаго угля и кокса на желѣзныя дороги и для снабженія сѣверныхъ отъ Бахмута губерній мы упомянемъ лишь слѣдующее:

  Если ежегодный спросъ каменнаго угля на продажу будетъ съ этого рудника только 3.000,000 пудовъ, (что едва достаточно на годовое дѣйствіе паровыхъ машинъ въ 5,000 силъ, или на отопленіе народонаселенію въ 60,000 душъ); то къ исчисленнымъ нами по смѣтѣ расходамъ на устройство рудника (114,000 руб.), понадобится добавить не болѣе
40.000 руб., чтобы имѣть возможность удовлетворять и этой потребности. Цеховая стоимость угля должна быть на мѣстѣ добычи не болѣе 3½ коп. за пудъ, а потому его можно будетъ продавать по 4 коп. и, слѣдовательно, имѣть чистаго барыша 15,000 руб. или 14,3 процентовъ на оборотный капиталъ.

  Эти краткіе, но не лишенные основанія выводы даютъ, какъ мы думаемъ, довольно ясное понятіе о степени выгодности водворенія на Югѣ Россіи каменноугольной промышленности и желѣзнаго производства. Выгоды этихъ предпріятій хотя, можетъ быть, и не огромны, но, во-первыхъ, вѣрны, а во-вторыхъ, онѣ могутъ быть достигнуты, и даже съ большимъ успѣхомъ, при капиталахъ въ пять разъ большихъ.

  Такъ какъ свободныхъ капиталовъ у насъ вообще довольно мало; такъ какъ на государственныхъ процентныхъ бумагахъ въ настоящее время очень легко, безъ всякаго риска, наживать на капиталъ по 7%; такъ какъ большіе капиталы задолжаются на постройку желѣзныхъ дорогъ, гдѣ правительство обезпечиваетъ 5% доходъ со всей затраченной суммы, а продажа облигацій этихъ дорогъ далеко ниже пари увеличиваетъ этотъ дивидендъ до 8%; наконецъ, такъ какъ постройка желѣзныхъ заводовъ на минеральномъ топливѣ и разработка каменноугольныхъ копей есть у насъ предпріятіе новое и совершенно неизвѣстное, — то, соображая всѣ эти обстоятельства, мы съ увѣренностію приходимъ къ тому заключенію, что безъ сильной поддержки и матеріяльнаго содѣйствія правительства, дѣлу этому долго еще не суждено быть въ рукахъ частныхъ предпринимателей. Для того же, чтобы возможна была организація акціонерныхъ компаній или товариществъ для выдѣлки желѣза и добычи угля, необходимо принять правительству какую-либо изъ мѣръ ниже сего нами поименованныхъ, остановивъ свой выборъ на той изъ нихъ, которая окажется наиболѣе соотвѣтственною обстоятельствамъ. Мѣры эти слѣдующія:

1) Можно дать предпринимателю, или товариществу, значительную денежную ссуду, подъ залогъ какой-нибудь собственности; но ссуда эта должна составлять только лишь нѣкоторую часть общаго складочнаго капитала, главная масса котораго должна все-таки принадлежать самимъ предпринимателямъ. Возвратъ этой ссуды, съ причитающимися процентами, или безъ оныхъ, долженъ быть обращенъ на дивидендъ предпріятія и распредѣленъ на продолжительный срокъ, напр. на 37 лѣтъ.

2) Правительство можетъ ссудить предпринимателю извѣстную сумму на помянутое предпріятіе и принять участіе въ этомъ дѣлѣ на правахъ совершенно одинаковыхъ съ прочими заинтересованными въ немъ лицами. Мы однако думаемъ, что на практикѣ этотъ способъ есть наиболѣе затруднительный.

3) Правительство могло бы принять на себя передъ акціонерами или компаньонами гарантію пяти или болѣе процентовъ, на капиталъ исчисленный пo смѣтамъ для предпріятія, которое чрезъ это сдѣлалось бы по крайней мѣрѣ столь же привлекательно для денежныхъ людей, какъ и постройка желѣзныхъ дорогъ. Но въ дополненіе къ этому слѣдовало бы, кажется, дать еще обязательство въ томъ, что, начиная со времени открытія заводскаго дѣйствія, никому и ни подъ какимъ предлогомъ не будетъ разрѣшаемъ безпошлинный ввозъ изъ-за границы чугуна, желѣза и рельсовъ чрезъ всѣ Черноморскіе и Азовскіе порты, исключая однако Закавказья.

4) Наконецъ, правительство могло бы предложить товариществу, или компаніи, обезпеченіе въ пріемѣ отъ нихъ, напримѣръ, первыхъ двухъ милліоновъ пудовъ желѣза или рельсовъ, положимъ по 1 р. 50 коп. за пудъ, и при томъ выдать въ видѣ задатка около 300,000 руб., съ таковымъ условіемъ, чтобы сумма эта была впослѣдствіи по частямъ удержана при поставкѣ и сдачѣ желѣза. Для облегченія этой послѣдней операціи правительство могло бы дать заводу заказъ рельсовъ для одной изъ дорогъ, строющихся на его иждивеніе.

  Вотъ тѣ немногія свѣдѣнія, которыми на первое время мы считаемъ полезнымъ подѣлиться съ публикой, и позволяемъ себѣ надѣяться, что всякій русскій, прочитавшій эту небольшую статью, съ удовольствіемъ убѣдится, что отечество наше въ южныхъ своихъ предѣлахъ обладаетъ тѣми самыми подземными сокровищами, — разумное и дѣятельное пользованіе которыми выработало и поддерживаетъ богатство и могущество не только Англіи, но такъ же Франціи, Бельгіи, Пруссіи и Соединенныхъ Штатовъ. Если мы и запоздали нѣсколько на пути нашего горно-промышленаго развитія, то, съ другой стороны, не имѣя надобности проходить, какъ проходили другіе, чрезъ всѣ фазисы постепеннаго совершенствованія, мы можемъ прямо усвоить и ввести у себя всѣ тѣ процессы и обработки минераловъ и металловъ, которые уже испытаны прежде насъ и признаны наиболѣе выгодными. Это условіе способно въ такой степени сократить нашъ трудъ и время на введеніе какой-либо новой промышленности, что при благопріятномъ дѣлу настроеніи правительства и просвѣщенной дѣятельности нашихъ капиталистовъ, мы можемъ въ нѣсколько лѣтъ неизмѣримо улучшить характеръ нашего желѣзнаго и каменноугольнаго промысла, и поставить его на то видное и почетное мѣсто, какое онъ по справедливости занимаетъ въ передовыхъ государствахъ Европы и Америки.

  Не сомнѣваясь въ сочувствіи нашей просвѣщенной публики къ столь важному и полезному дѣлу, какова добыча каменнаго угля и выдѣлка на немъ желѣза,—мы въ непродолжительномъ времени намѣрены предложить вниманію нашихъ читателей дальнѣйшее развитіе этого вопроса, а именно: результаты анализа генеральныхъ пробъ желѣзныхъ рудъ и углей и довольно подробныя соображенія о расходахъ на закладку и разработку копей и рудниковъ, на постройку доменныхъ печей, пудлинговыхъ и прокатныхъ фабрикъ и проч. Это мы намѣрены сдѣлать единственно для того, чтобы какъ можно болѣе ознакомить всѣхъ съ этого рода предпріятіями— мало еще у насъ извѣстными, и возбудить къ нимъ необходимую степень довѣрія.

14 декабря 1866 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий