Admin Control Panel 

 Новый постСообщенияНастройкиДизайнHTMLКомментарииAdSenseСтатистикаВыход 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

среда, 24 августа 2016 г.

Еще один факт о промышленном Бахмуте (Газета "Вперед" №34 (18785). 24 августа 2016 года)


Бахмутский край издавна известен своими природными богатствами - полезными ископаемыми. Это и Артемовское месторождение каменной соли, и медные руды Бахмутской котловины, на базе которой существовал крупный горно-промышленный комплекс времен бронзового века, и часовоярское месторождение огнеупорных глин, и артемовское месторождение гипса, снабжающее высококачественным гипсом рынок Украины и зарубежных стран. Но хотелось бы рассказать о малоизвестном факте горно-промышленной истории Бахмута - добыче железной руды.

Во время промышленного освоения Донецкого каменноугольного бассейна в XIX веке были проведены обширные геологические исследования, коснувшиеся и окрестностей города Бахмут. Составители первой подробной карты западной части Донецкого каменноугольного кряжа харьковские геологи братья Носовы в 1869 году сообщили о наличии глинистого железняка у селения Ильинского Бахмутского уезда - сейчас это поселок Ступки. Они обнаружили гнездовые залежи железных руд в балке около мельницы на земле некоего Г. Роя в 2-х верстах от Ильинки. Залежи относились к отложениям юрского периода.

Промышленное освоение железных руд в Бахмуте началось лишь на заре XX века. Изучая Горно-промышленный указатель Донецкого бассейна (составитель В.М. Коробков, 1901 год), я обнаружил один малоизвестный факт: на окраине Бахмута действовал железный рудник - полностью он назывался «Богдановский железный рудник П.А. Вальяно, Ст. Ступки, К.-Х.-С. ж-д.». Рудник находился в 7 верстах от станции Ступки, управляющим рудником был А.П. Вальяно (вероятно, один из потомков известного таганрогского купца, миллионера и промышленника Марка Вальяно), а заведующим рудником - горный инженер В.Ф. Богачев. Добытая руда подвозилась до станции Ступки гужем, откуда отправлялась далее. Согласно справочнику, за 1901 год было отправлено 209, 340 пудов руды; содержание железа в руде составляло 47-54%. К сожалению, рудник просуществовал недолго, видимо, гнездовая залежь руды быстро исчерпала себя.

Данный факт добычи железной руды в окрестностях Бахмута был забыт историей, но оставил после себя топоним, то есть географическое название. Рядом с селом Богдановка, где находился рудник, на железнодорожной линии Артемовск-І — Краматорск в 1920-е годы появился разъезд (а затем - остановочный пункт) Вальяновка. Без сомнений, этот остановочный пункт назван в честь управляющего железным рудником П.А. Вальяно.

Михаил Кулишов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий