Admin Control Panel 

 Новый постСообщенияНастройкиДизайнHTMLКомментарииAdSenseСтатистикаВыход 
Drop Down MenusCSS Drop Down MenuPure CSS Dropdown Menu

понедельник, 14 марта 2016 г.

Индустриальный Донбасс конца ХIХ — начала ХХ ст. в фотографиях А.М. Иваницкого

Ново-Щербиновский рудник. — Копер и надшахтное здание
Иваницкий Алексей Михайлович (1854 – 1920) — харьковский фотограф конца XIX - начала XX ст.

Автопортрет с внучкой Кристиной
Алексей Михайлович Иваницкий родился в обедневшей дворянской семье в Белгороде, уездном городе Курской губернии. Родители умерли, когда мальчику не было ещё и пяти лет. Алёшу воспитывала старшая сестра Агриппина. Она отдала мальчика во вторую Харьковскую гимназию.
Мальчик учился в одном классе и очень дружил с будущим знаменитым украинским художником Сергеем Васильковским. Но закончить смог только три класса: платить за обучение сестра больше не могла. Алексей поступил, как тогда говорили, мальчиком в мастерскую известного в Харькове фотографа и художника Юлия Глентцтнера, фотографические работы которого отличались изысканностью, утончённостью, что присуще больше портретам, созданным живописцами, нежели фотографическим изображениям. А.М. Иваницкий очень быстро прошёл стадии подмастерья и мастера, работал управляющим, а после переезда Ю. Глентцтнера в г. Славянск в 1882 г. выкупил харьковскую и белгородскую фотомастерские и подал прошение о разрешении на самостоятельную фотографическую деятельность. В Харькове фотомастерская располагалась на улице Екатеринославская, № 22.

Летом 1884 г. А.М. Иваницкий вместе с известным украинским историком Д.И. Дворницким и своим другом по гимназии художником С.И. Васильковским совершают поездку в Запорожскую Сечь. Он снимает виды этих исторических мест, которые потом публикует в печати. А.М. Иваницкий приобретает помещение в самом центре города на Московской улице в доме № 3, где и работает до конца своего пребывания в г. Харькове.

Известность А.М. Иваницкий приобрёл после серии фотографий, сделанных с места крушения царского поезда 17 октября 1888 г. у станции Борки. За эту серию снимков император Александр III наградил фотографа перстнем с бриллиантами и участком земли близ города Змиёва. Впоследствии здесь на «Даче Иваницкого» побывало много знаменитостей: Ф.И. Шаляпин, С.И. Васильковский, Н.С. Самокиш, З.Е. Серебрякова и многие другие.

В дальнейшем его работы всегда отличались качеством исполнения и продуманностью композиции. Иваницкий увлекался созданием портретных фотографий большого формата, которые расписывал маслом. А.М. Иваницкий одним из первых в украинской фотографии применил методы фотомонтажа и фотоколлажа. Эти методы в полной мере были использованы при изготовлении им фотографических альбомов, посвященных 100-летию Харьковского университета (1905 г.) и выпускам студентов медицинского факультета Харьковского университета (1910, 1911 гг.). Он не боялся экспериментировать в композиционных построениях – особенно на тех фотографиях, которые он снимал для себя: своих близких и родственников.
Мастерство фотографа А.М. Иваницкого было отмечено целым рядом наград. Вот их неполный перечень: малая золотая медаль на Харьковской фотовыставке 1888 г. за серию из 16 фотографий о Харьковской сельскохозяйственной выставке; Высочайшая награда - перстень с двумя бриллиантами за фотографии посещения Императором Спасового скита 11.05.1893 г.; серебряная медаль на Московской фотовыставке в апреле 1894 г.; Высочайшая награда – золотой перстень с сапфиром 21.09.1898 г.; золотые запонки с императорской короной, осыпанные бриллиантами и изумрудами в сафьяновом красном футляре, украшенном государственным гербом – подарок от Государя за два альбома фотоснимков маневров и парада в г. Курске, с участием Императора.


А.М. Иваницкий был известен также как автор и издатель почтовых открыток. Им были выпущены несколько серий, посвященные видам Белгорода, украинскому театру и русским актерам. В конце XIX – начале XX века фотограф с семьёй часто отдыхал в Мисхоре на даче Водовозовых «Нюра». Здесь в Крыму он знакомится и фотографирует А.П. Чехова, фотопортреты которого хранятся в Ялтинском доме-музее писателя, а также А.М. Горького.

Алексей Михайлович Иваницкий трагически погиб в декабре 1920 г. Обстоятельства его смерти до недавнего времени оставались неизвестными. По одной семейной версии он был расстрелян какой-то бандой во время грабежа поезда при поездке в Крым за Анастасией Васильевной и Ниной. По другой – утоплен в Черном море чекистами. Документально подтверждено, что: «Алексей Михайлович Иваницкий, 1855 г.р., фотограф из Симферополя, дворянин, уроженец г. Харькова, расстрелян среди прочих по решению Чрезвычайной Тройки ударной группы управления особых отделов Юго-западного фронта от 7 декабря 1920 г.».

Со второй половины XIX века, с развитием технического прогресса и масштабного промышленного строительства, зарождается новое течение в фотографии - индустриальная фотография. Объектами фотосъемки становятся заводы, фабрики и любые производственные помещения. Фотографы того времени выполняли важнейший «заказ общества», фиксируя процесс строительства мостов, крупных заводов и фабрик, возведения железнодорожных путей.
В связи с проведением крупных промышленных выставок - фотографам появились заказы на панорамные виды крупнейших металлургических заводов, каменноугольных шахт и т.д.
Привлекались к исполнению подобных заказов и харьковские фотографы. Среди них — А. Иваницкий. Репродукции с фотографий Иваницкого, сделанные им в районе
каменноугольных копей Екатеринославской губернии, представляют как общие виды надземных сооружений шахт: копра, канатной дороги, так и отдельные детали производственного процесса.

Веровский рудник Петровских заводов
Брянский рудник. — Копер и надшахтное здание
Лисичанск. — Шахта "Константин Скальковский"
Каменский рудник Алексеевского горнопромышленного Общества
Горловка. — Церковь и Горное училище
Источники:
1. Павлова Т. Взгляд на индустрию: Фотографии А. Иваницкого // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв . Мистецтвознавство. Архитектура. - 2007. - № 8. - С. 99-105.
2. Фотоработы А.М. Иваницкого
3. Титарь В.П. (г. Харьков) Заметки к истории харьковской фотографии
4. Фотографы дореволюционной и послереволюционной России
5. Фотографы Харьковской губернии (1851 -1917)

Комментариев нет:

Отправить комментарий